Инклюзивное образование

инклюзивное образование

Инклюзивное образование все более активно занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования России так же как и в других странах мира.

Инклюзивное образование предполагает почти индивидуальную работу педагогов с ребенком и его родителями, а значит, его успех во многом зависит от согласованности в работе всех участников образовательного процесса, от организации коррекционно-педагогической поддержки детей и их родителей в условиях общеобразовательного учреждения.

Процесс организации и осуществления инклюзивного образования теоретически обоснован (М.С. Артемьева, Е.А. Екжанова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шматко и др.), но реализация содержания и условий оказания специальной поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет собой сложную социально-педагогическую проблему. Осуществление инклюзивного образования зависит от созданного кадрового потенциала, имеющейся материально-технической базы, сформированного общественного мнения, культуры и толерантного отношения всех участников образовательного процесса к особым детям.

инклюзивное образование

Инклюзивное образование ( фр. включающий в себя) – это процесс развития общего образования, который предполагает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию и развитию для детей с особыми образовательными потребностями. В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) не имеют возможности в полной мере получать адекватного инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Семьям и их детям предлагают различные формы организации образовательной деятельности: специальные группы и классы, группы кратковременного пребывания в специализированных учреждениях, домашнее и семейное обучение. Таким образом, большая часть детей с особыми образовательными потребностями оказывается выключенной из полноценного образовательного процесса, находится в изолированном от социальной среды состоянии, не имеет возможности контактировать со сверстниками. При этом родители данной категории детей активно выступают за инклюзивное образование.

Сегодня процесс внедрения инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья охватывает весь цивилизованный мир. По данным мировой статистики, инклюзивное образование является официально принятым направлением в области специального образования в 75% стран. Конечно, характер развития инклюзивного образования напрямую зависит от социально-экономических условий, образовательных традиций и весьма специфичен для каждой отдельно взятой страны. При этом у семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, должен быть выбор в получении образования: либо в условиях специального образовательного учреждения, либо в условиях общеобразовательного детского сада или школы в рамках инклюзивного образования.

До сих пор в нашей стране к инклюзивному образованию детей с ОВЗ относятся с определенной сдержанностью. Частично на инклюзию резко негативно реагируют родители нормально развивающихся детей, частично –педагоги, которые говорят о том, что дети не получат полный набор необходимой специальной помощи, если будут посещать обычные группы массового детского сада. Принимая во внимание результаты опросов (М.С. Артемьева, А.А. Дмитриев, Л.Е. Шевчук) педагоги образовательных учреждений понимают необходимость интегрированного обучения. Более всего специалистами обсуждается: все ли дети могут быть интегрированы, и как обеспечить их психолого-медико-педагогическое сопровождение в массовом детском саду, возможно ли решить проблему воспитания позитивного отношения к этим детям со стороны нормально развивающихся детей и их родителей. Основное внимание направлено на определение содержания и условий оказания коррекционно-педагогической поддержки родителям и детям с ОВЗ, нуждающимся в интеграции в социальную среду. Родители детей с ОВЗ при получении инклюзивного образования заинтересованы, конечно же, в получении компетентной комплексной психолого-педагогической помощи.

Специалисты детского центра «Гармония» оказывают комплексную психолого-педагогическую помощь разным детям. Реализация принципов инклюзивного образования происходит с учетом того, что все дети–индивидуальны с различными потребностями в обучении и развитии. Педагоги центра (дефектологи, психологи, логопеды, арт-терапевт, преподаватели по предметно-практической деятельности и физкультуре и т.д.) разрабатывают комплексный подход к развитию и обучению особого ребенка, для соблюдения комфортности и лояльности при получении ребенком образовательных услуг и усвоении жизненных компетенций.

При организации педагогического процесса в центре «Гармония» реализуются следующие принципы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья :

  • Ценность ребенка не зависит от его способностей и достижений.

  • Каждый ребенок имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным и понятым.

  • Все дети нуждаются в общение с взрослыми и детьми.

  • Подлинное образование и развитие может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

  • Все дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, в их реальных возможностях, чем в том, чего они не могут.

  • Разностороннее развитие усиливает все стороны жизни человека.

инклюзивное образование детей

В центре "Гармония" детям–инвалидам и детям с ОВЗ оказывают индивидуально-ориентированную, психолого–педагогическую, социально- правовую помощь. В группах с полной инклюзией на занятиях используется специальное оборудование, которое выступает с одной стороны как средство реабилитации, а с другой стороны как средство создания позитивного эмоционального фона особого ребёнка.

В рамках создания условий для организации и осуществления инклюзивного образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития центр оснащен следующим реабилитационным оборудованием:


1. Вертикализатор – для создания комфортной вертикальной позы, которая открывает ребёнку новые перспективы:

он находится на одном уровне глаз с другими детьми, свободно и активно действует руками.

Вертикализатор


2.Мягкие тутора – для фиксации локтевого сустава.

Используется на занятиях для уменьшения спастических проявлений.

Мягкие тутора


3. Игровая комната в холле с мягкими модулями.

Данные условия позитивно влияют на развитие ребёнка во многих областях: социальное взаимодействие, пространственные отношения, развитие общей и мелкой моторики, повышение уровня игровой деятельности.

Игровая комната


4.Фиксирующий стул ,который специально приспособлено для детей с ЦП.

Предназначен для исправления несимметричного положения тела и удерживания его в правильном положении, способствует тому, чтобы ребёнку было легче действовать руками, вступать в социальное взаимодействие с окружающим пространством и учиться в группе.

Фиксирующий стул


5.Сухой бассейн - имеет важное корригирующее значение - постоянная стимуляция тактильной чувствительности различных участков тела.

В бассейне проводятся занятия, развивающие общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику. Подсветка создаёт разнообразную цветовую гамму простым белым полупрозрачным шарам, а отсюда - положительный эмоциональный настрой. Комната с сухим бассейном находится рядом с учебным классом, в момент сильного психического перенапряжения ребёнок может с ассистентом выйти отдохнуть и вновь вернуться на занятие.

 

Для детей с расстройством аутистического спектра, ДЦП в центре проводятся комплексные двухчасовые занятия с включением в работу ведущих специалистов, которым ребёнок «доверяет»: психолог, дефектолог, логопед, преподаватель по физической культуре и предметно-практической деятельности. На первом этапе дети занимаются индивидуально с одним специалистом в созданной под ребёнка «комфортной» среде, затем расширяется круг специалистов и осваиваются новые развивающие среды, далее занятия проходят в небольшой по составу группе, и только пройдя весь инклюзивный маршрут, детям предлагают начинать занятия в группе по подготовке к школе.

Задачи группы:

  • развитие когнитивной и личностной сферы особого ребёнка;

  • совместно с родителями построение дальнейшего образовательного маршрута, т.е. выбор школы адекватной возможностям ребёнка (познавательному и речевому развитию детей, их социальной компетенции);

  • подготовка родителей и детей с ОВЗ к прохождению ПМПК (информационно-юридическое сопровождение);

  • предварительное знакомство со школьной ситуацией;

В последней четверти родители особого ребёнка посещают школу в «День открытых дверей»: вместе с детьми посещают уроки, присутствуют у первоклассников на празднике;

  • учителя, психологи, логопеды из школы приезжают в Центр, наблюдают и проводят с будущими первоклассниками индивидуальные занятия, обсуждают с ведущими специалистами центра особенности ребёнка и конкретные приёмы работы с ним.

В течение 2-х лет работы по программе «Друзья рядом» стало очевидным эффективность групповой работы с детьми с ОВЗ для дальнейшего школьного образования. У детей с расстройствами аутистического спектра и ДЦП сформировались навыки социально-приемлемого поведения в группе, навыки социальной коммуникации с педагогами и детьми, сформировались навыки чтения, счёта и письма, значительно улучшилось речевое развитие детей, появилась учебная мотивация и познавательная активность.

В 2011-12 году из 11 детей прошедших подготовку в специальной группе обучаются:

- в массовых общеобразовательных школах – 4 ребёнка,

- в школе, реализующей программу инклюзивного (интегративного) образования -2 ребёнка,

- в специальных коррекционных образовательных школах – 5 детей.

Таким образом, средовой (от создания «комфортной» до среды вызывающей «развивающее напряжение») и командный подход сложившиеся в Центре, позволяют специалистам проводить особого ребёнка по пути от индивидуальных занятий к полноценному участию в жизни группы детей и в дальнейшем – в социальную среду с формированием возможности контактировать со сверстниками.