Арт-терапия

Арт-терапия (от лат. ars — искусство, греч.therapeia — лечение) – это специализированная форма психотерапии, которая использует искусство как лечение.

Терапия искусством терапевтический фактор. Это исцеление посредством любого художественного творчества является относительно новым методом психотерапии. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938г. Как особая профессиональная деятельность, арт-терапия стала активно развиваться в Великобритании и США в середине прошлого века. Арт-терапия была признана научной дисциплиной, развивалась система подготовки специалистов.

В последнее десятилетие в России наблюдается активное развитие арт-терапии как научной дисциплины. В Санкт-Петербурге создана Арт-терапевтическая ассоциация, в Институте практической психологии «Иматон» работает авторская программа канд. мед.наук А.И. Копытина; проводится ежегодная международная арт-терапевтическая конференция; издается журнал «Исцеляющее искусство» (с 1997 года), в сфере образования ведутся научные исследования в направлении развития арт-терапии Д.М. Лебедевой (доктор педагогических наук, профессор).

Психологи Центра прошли курсы подготовки арт-терапевтов с последующей сертификацией в Московском институте психотерапии и клинической психологии, в Международной Академии Психологических Наук, имеют сертификаты. В настоящее время проходят курсы «Цветовая психология и арт-терапия шедеврами искусства» в городе Санкт- Петербург в институте «Иматон».

 

Обычно техники арт-терапии применяются при возникновении невротических (неврозы и неврозоподобные состояния) и психосоматических (заболевания, возникшие в ходе влияния психологическихфакторов на возникновение соматических заболеваний) расстройств.

Также арт-терапия широко используется при коррекции психологических травм, детских страхов, при сопровождении детей с гипердинамическим синдромом, с расстройствами аутистического спектра, повышенной тревожностью, нарушениями общения, сниженной самооценкой, для смягчения протекания возрастных кризисов, с задержкой речевого развития у детей раннего возраста, с задержкой психического развития у детей дошкольного и школьного возраста, эффективно применяем у детей с сенсо-моторной алалией.

 

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. Эта методика позволяет раскрыть внутренние силы человека.

Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные и коммуникативные навыки.

 

Специалисты детского центра «Гармония» успешно используют методы арт-терапии более 3-х лет. Психологи центра имеют большой опыт в работе по данному направлению, систематически повышая свою квалификацию (в настоящее время проходят обучение по сертифицированной программе Московской Академии Психологических Наук «Арт-терапия»).

Наиболее популярными и часто используемыми видами арт-терапии являются: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия. Очень часто перечисленные виды терапии переплетаются в одном занятии (терапевтической сессии).

 В работе с детьми рекомендуется использовать разнообразные изобразительные техники, нетрадиционные способы использования изобразительных средств. Это связано с тем, что произвольное внимание у детей (особенно до 7 лет) сформировано слабо, мотивация к работе неустойчивая, поэтому арт-терапевту необходимо поддерживать интерес ребенка к работе.

Арсенал способов создания изображений широк: рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями (существует картотека игр для развития речи), рисование пластилином, предметами окружающего пространства, пульверизатором, на стекле, на мокрой бумагеи другие техники.

Особенно можно отметить терапевтический эффект от работы с музыкальными произведениями, психотерапевтическими сказками, техника «Парашют» (особенно актуальна при задержке речевого развития у аутичных детей), а также рисование в круге - «Мандала».

 

В нашем центре методы арт-терапии используются на протяжении 3-х лет. В ходе работы в данном направлении у детей (до 95 %) были отмечены следующие изменения: повышение мотивации к обучению, снижение тревожности, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков (особенно активизация устой речи у детей с диагнозом ЗРР), снижение невротических реакций, снижение остроты протекания психосоматических заболеваний, развитие воображения, мышления (у детей с ЗПР), творческого самовыражения и другие позитивные изменения.