АВА

aba 1

АВА (Applied Behavioral Analysis) терапия - это терапия коррекции поведения. Она определяет, КАК факторы окружающей среды влияют на поведение, и КАК можно, изменяя эти факторы, изменять само поведение.

Применять АВА как коррекционный метод аутизма начали в 60х годах. Исследования И. Ловааса о применении этой терапии у детей с аутизмом в раннем возрасте показали, что 40% обучающихся преодолели задержку в развитии к школьному возрасту. Все больше внимания методу АВА стало уделяться в 90-х годах после написания Кэтрин Моррис книги "Услышать голос твой".

АВА-терапия широко используется для реабилитации детей не только с аутизмом, но и с другими расстройствами развития. Более того, достижения анализа поведения применяются в разработке обучающих технологий для общеобразовательных учреждений и даже в организационном менеджменте.

Специалисты детского центра "Гармония" проходят обучение у Юлии Эрц, автора и преподавателя курсов по Прикладному Анализу Поведения (АВА) по программе, соответствующей стандартам Межднародной Комиссии по Поведенческому Анализу (ВАСВ), участвуют в тренингах и семинарах, посвященным возможностям применения АВА-терапии. Специалисты других направлений коррекции аутизма нашего центра также используют методы АВА.

АВА-терапия реализуется на основе обучающей программы, которая составляется индивидуально для каждого ребенка с учетом его особенностей, первоначальных навыков и целей дальнейшего развития. Программа эта нестатична и постоянно изменяется, соответственно изменениям в поведении ребенка. Исходя из программы, а именно из ее целей, подбираются и методы, инструменты обучения.

Методов АВА-терапии существует великое множество. Это и "Обучение отдельными блоками", которое, чаще всего, проходит за столом с использованием дидактических материалов (используется, в частности, для развития академических способностей). Метод "Случайного обучения", когда обучающая ситуация возникает только при инициативе ребенка. Для этого пространство заранее должно быть структурировано педагогом особым образом, обогащено всем возможным, что может заинтересовать ребенка, и ограничен доступ к интересующим ребенка предметам.Этот метод позволяет обучать ребенка новым навыкам только при его инициативе.

aba 003

Некоторым навыкам (например, спокойно идти по улице и многое другое) можно обучить методом "Формирование реакций", когда поощрение предоставляется за улучшение реакции, а нежелательное поведение не поощряется.

Важной целью развития любого ребенка являеся коммуникация. С помощью АВА-терапии неговорящие дети учатся общаться альтернативными методами, осваивая карточки PECS или жесты (помимо коммуникации в целом, это база для формирования одного из основных навыков для дальнейшего развития ребенка - обращение с просьбой). Работа с говорящими детьми ведется по принципу усложнения речевых реакций, формированию фразовой речи, речи спонтанной, экспрессивной и социальным правилам ведения разговора. В центре "Гармония"с целью вызывания первых голосовых реакций реализуется авторская методика Новиковой Т.Н. г. Москва "От слова к фразе" . В рамках данного пректа проводятся совместные конференции, выездная стажировка специалистов Центра.

aba 005

Обычно при этом используется метод "Случайного обучения" (Когда в поле зрения ребенка, но в недоступном месте - на полке, в прозрачном пакете, находятся инстересные для него предметы. В подобных ситуациях он вынужден будет обратиться за помощью ко взрослому. Если ребенок не говорящий, то здесь можно формировать указательный жест, просьбу по карточке PECS. Если ребенок говорящий, работа ведется над усложнением фразы от простого наименования предмета до развернутой фразы с обращением по имени и так далее). В работе логопедов активно при этом используют МИКШЕР (у логопеда наушники с микрофоном). Вначале сам логопед проводит речевую работу с микрофоном, затем ребенок работает в наушниках с микрофоном.

aba 008

Дополнительно может применятся метод видео-моделинг или "Социальные истории"(краткое иллюстрированное описание ситуации). "Социальные истории" помогают решать целый ряд задач от формирования навыков самообслуживания (мыть руки, чистить зубы) и социальных навыков, до формирования академических способностей и способов поведения в каких-либо сложных ситуациях (например, переезд, замена учителя или что делать, когда ты злишься).

aba 010

Метод "Социальных историй" может быть использован как в виде комиксов, наспех нарисованных мамой или педагогом в экстренной ситуации, так и в виде целого альбома, посвященного определенной теме (например, о том, что нельзя падать на пол в магазине, требуя купить сладость или игрушку), с использованием фотографий самого ребенка и членов семьи.

В АВА-терапии активно используется жетонная система поощрений, которая при правильном подходе помогает не только развивать академические навыки, но и закреплять желаемое поведение, уменьшать проявление неприемлемого поведения. При правильном подходе педагога и его позитивном настрое, жетонная система ведет к успешному развитию навыков ребенка и успешному взаимодействию с ним.

aba 012

Многих поведенческих проблем можно избежать при использовании "Визуального расписания". Например, если у ребенка вызывают истерики сборы в любое место (магазин, садик, гости), он капризничает, приходя в новое место и капризничает, уходя из него, порою он просто не понимает, что будет дальше, куда его ведут и что будет потом. Если с ребенком заранее обсудить маршрут, выстроить его с помощью визуального расписания, большинства таких истерик можно избежать. Часто дети с не развитыми или плохо развитыми навыками игры, не зная, чем заполнить свой досуг, проявляют нежелательное (или социально неприемлемое) поведение, уходят в аутостимуляцию, или просто не дают возможности маме заниматься теми же домашними делами. В этой ситуации визуальное расписание поможет ребенку структурировть свой досуг.

aba 020

Главное понимать, что визуальное расписание - это не просто набор картинок и ребенок не сможет самостоятельно начать им пользовться, в АВА существуют определенные протоколы введения визуального расписания и чтобы этот инструмент работал, требуется помощь специалиста.

В настоящее время существует немало мифов о применении АВА-терапии, самый распространенный из которых - представление о ней, как о методе "кнута и пряника" в буквальном смысле, когда за хорошее поведение ребенка поощряют едой, а за "плохое" непременно следует наказание. На деле же все иначе: при коррекции нежелательного поведения основным способом воздействия является положительное усиление (поощрение за отстутствие или преодоление такого поведения). Что касается "пряника", то еда используется в качестве положительного усилителя только на начальных этапах работы, особенно с неговорящими детьми, и всегда в паре с поощрением социальным (похвала) с переходом при дальнейшем обучении только на социальное поощрение.

aba 015

Другим мифом выступает представление об АВА, как способе обучения только "механическим" действиям. На начальном этапе формируемые реакции, возможно, и выглядят механическими. Но на данном этапе необходимо создать базу, обучить простым навыкам, на которых впоследствии будет строиться последующее обучение множеству образцов поведения, выбору альтернативного поведения, обобщению навыков и перенос этих навыков в естественную среду.

aba 018

Используя методы и приемы АВА сертифицированные специалисты Детского Центра "Гармония" значительно улучшили качество и уровень жизни детей с диагнозом АУТИЗМ, посещающих группу "Друзья рядом". Педагоги в групповом формате умело используют сочетание различных методик : ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЮ (Совместная программа с Московской Академией Образования), ТОМАТИС-ТЕРАПИЮ (Международные сертификаты),

АРТ-ТЕРАПИЮ (Санкт-Петербург), МОЗЖЕЧКОВУЮ СИМУЛЯЦИЮ (зарубежная программа со спец.оборудованием, подаренная Центру ГАРМОНИЯ Президентом Международной Федерации по аудио-психо-фонологии метода ТОМАТИС Малгожатой Шурли), СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ( Московский Центр Лечебной Педагогики), ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТРОНОМ (Швейцарское оборудование), ПАРАШЮТ (Голландская методика) для достижения высоких результатов.

aba 024

Мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки ради НАШИХ С ВАМИ ДЕТЕЙ!!!!!