Дефектолог

Учитель-дефектолог – это специалист в области науки, изучающей психофизические особенности развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, а также закономерности их обучения и воспитания. Становление науки дефектологии в России началось вX-XVII века. Дефектология имеет богатейшую фактами и достижениями, персоналиями, а также интересную историю. Учителя-дефектологи работают в тесной связи с психологами, психиатрами, неврологами, поэтому важным звеном в определении индивидуального педагогического маршрута является сбор анамнеза ребенка.

Преемственность работы нашего Центра заключается в создании и реализации сквозных программ, взаимопосещение занятий специалистов, совместные консилиумы. При составлении индивидуальных образовательных маршрутов мы опираемся на труды Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой, Е.М. Мастюковой, А.Р. Малера, Е.Ф. Марковской, Л.С. Выготского, О.С. Никольской, Джозефа Роберта, П. Сансона, Л.В. Архиповой и др. Необходимо помнить, что детям с особыми образовательными потребностями необходима медикаментозная коррекция и наблюдение врачей, но без систематических занятий эффективность ее будет минимальной. Одной из приоритетных задач дефектологии является инклюзивное образование, реализуемое в нашем Центре.

Введение ребенка в группу начинается с индивидуальных занятий в комфортной для ребенка среде с целью установления и развития контакта. Дефектолог является первым педагогом, которому доверился ребенок. Далее дефектолог вводит в группу из 2 человек, где ребенок осваивает отношения с детьми. Вместе с тем продолжают решаться задачи по развитию речи, когнитивной и двигательной сферы. На всех этапах интеграционного маршрута команда специалистов наблюдает за состоянием эмоционально - волевой сферы ребенка. Конечный этап – это введение ребенка в группу по подготовке к школе «Друзья рядом».


 

В нашем центре созданы комфортные условия для занятий по коррекции и развитию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, различных форм мышления и т.д.), по развитию речи у детей  фонематического слуха и сенсорного развития. Учитель-дефектолог является ведущим специалистом у детей с нарушением интеллектуального развития;  с гипердинамическим синдром и синдромом дефицита внимания; с РДА, С ДЦП, С НОДА; с нарушением речи, слуха, зрения и др. Учителя-дефектологи, арт-терапевт, психологи, логопеды осуществляют индивидуальную работу с детьми, подготавливая их к групповым занятиям, поскольку только в группе развиваются коммуникативные, социальные навыки.


 

У нас работают учителя-дефектологи с опытом работы более 10 лет, обладающие такими качествами, как эмпатия, умение в ребёнке с отклонениями от нормы увидеть уникальную личность. Все учителя-дефектологи имеют сертификаты по различным методикам работы и регулярно знакомятся с новейшими открытиями в сфере деятельности дефектологии. Для этого учителя-дефектологи постоянно посещают курсы повышения квалификации, мастер-классы и семинары, которые дают возможность расширять и совершенствовать средства коррекционной работы.


 

Учителя-дефектологи Центра в работе с детьми с особыми образовательными потребностями используют специальное оборудование: вертикализатор, мягкие тутора, сухой бассейн и др. В нашем центре функционирует консилиум с участием психологов, учителей-дефектологов, логопедов, на котором принимаются решения о наиболее эффективных методах развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Совместно с родителями разрабатывается дальнейшая образовательная траектория.

За два года работы в Центре 57% детей дошкольного возраста с речевой патологией смогли продолжить дальнейшее обучение в дошкольных образовательных учреждениях, 38% детей с задержкой психического развития стали обучаться по общеобразовательным программам, 51% детей с ранним детским аутизмом успешно обучаются в группах, у 42% детей с гипердинамическим синдромом отмечается положительная динамика в формировании волевого самоконтроля и личностном развитии.

Необходимо помнить, что необучаемых детей не бывает, главное не упустить время и начать обучение вовремя! Дети с более сложными диагнозами нуждаются в большем количестве занятий, а также в создании условий, которые максимально раскроют сохранные функции ребенка. Родители должны помнить, что детей нужно заставлять трудиться, излишняя опека препятствует развитию. В нашем Центре учителя-дефектологи, психологи, арт-терапевт, инструктор по физкультурному развитию, логопеды и другие специалисты, а также воспитанники и дети примут ребенка с любой патологией и окажут поддержку их семьям, поскольку основной принцип нашей работы – инклюзивное образование. Ваша любовь, забота и наша квалификация, практический опыт обязательно помогут ребенку в его дальнейшей социализации! Будем рады видеть Вас в нашем Центре!