Холдинг терапия

Холдинг - терапия является психотерапевтической  техникой. Холдинг (от английского hold-держать), в процессе тренинга происходит удержание ребёнка на руках до его полного физического и эмоционального расслабления. Классический Холдинг был разработан M.Velch в конце 70-х годов, первая публикация состоялась в книге Тинбергенов в 1983г., которые собирали самые удачные формы работы с РДА и называлась «продолжительные объятия». 

 3

Марта Дж. Велч – доктор медицины, практикующий психиатр и исследователь, специализирующийся на детском развитии и психотерапии семейных отношений; является признанным международным авторитетом в сфере исследований детского развития и его нарушений.

 

В дальнейшем Холдинг-терапия получает широкое распространение за рубежом.

  • В Германии и Чехии холдинг-терапию активно распространяет I.PREKOPP, которая раскрывает положительные результаты работы в своих публикациях в 1983г. с семьями, воспитывающими детей с различными отклонениями эмоционального развития.
  • В Англии выходят публикации J.RICHER и M.ZAPELLA (1989г., 1991г.) о существенном прогрессе в развитии ребёнка с эмоциональными нарушениями (СДВГ, РДА) с использованием ХОЛДИНГ-терапии. Доктор Джон Ричер отмечает в процессе проведения ХОЛДИНГА рост психической активности в исследовании окружающего мира, интереса к происходящим событиям, у детей снижалась гиперчувствительность к тактильному и глазному контакту, наблюдался значительный прогресс в развитии речи.
  • В Италии данный метод в течении 8 лет использует в коррекции детского аутизма врач M.ZAPELLA. Её практика показала, что прогрессировали в социуме только те дети, которые имели эмоциональную холд-поддержку в семье (1983-1992). В остальных семьях не удавалось сохранить приобретённые навыки после окончания коррекционной помощи. М.Запелла делает вывод о необходимости включения семьи, через ХОЛДИНГ, в работу с особым ребёнком. В своей работе доктор использовала «усложнённый холдинг», т.е. продолжение контакта родителей с ребёнком после того, как классический холдинг завершён.
  • В 90-е годы получает распространение в России МОДИФИКАЦИЯ метода ХОЛДИНГ-терапии для работы с семьями, имеющими аутичного ребёнка. Во главу угла Холдинг- терапии поставлена первопричина аутизма – нарушение аффективной (эмоциональной) сферы ребёнка. В этом виде терапия приносит «несомненную пользу, стимулируя социальное и, в целом, психическое развитие аутичного ребенка на протяжении длительного времени» М.М.Либлинг. Модификация классического ХОЛДИНГА заключается в следующем: первые сеансы проходят в соответствии с классической схемой М. Велч - «конфронтация-сопротивление-разрешение»

2

но уже с первого занятия вводится обыгрывание «реакций» ребёнка, развивающее игровое общение с малышом. В основу модифицированного Холдинга положен вывод выдающихся ученых психологов и педагогов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожец, М.И.Лисиной о том, что именно в игре «формируются важнейшие психические новообразования»,т.е. именно благодаря игре и внутри игры происходят главные изменения в психике, речи и личности ребенка. 

В своих статьях и выступлениях Мария Михайловна Либлинг (1996,1997,2013,2014г.) раскрыла значение, результаты, методику проведения ИГРОВОГО ХОЛДИНГА.                  

РОССИЙСКИЙ ИГРОВОЙ ХОЛДИНГ состоит из двух компонентов: очищающий («перемалывание негативных аффектов, снятие эмоционального напряжения, тревожности, страхов, снижение агрессии и самоагрессии») и развивающий (разработка новых форм эмоционального взаимодействия, провоцирующих ребёнка на подражание, вызывание речи, развитие внимания, эмоциональный контакт).

Положительные результаты игрового ХОЛДИНГА были представлены в диссертационном исследовании ИКП Российской Академии Образования в 2000 году.

В настоящее время игровой-ХОЛДИНГ используется в коррекции широкого спектра расстройств детского поведения: при аутизме и аутистическом спектре у детей (особенно для детей 1 группы-полевые, безречевые, 2 группы-дети с большим количеством страхов, напряжённые по классификации О.С.Никольской), синдроме двигательных нарушений, дефиците внимания, синдроме Дауна, при психологических проблемах (страхи, тревожность), особенно эффективно используется при работе с усыновленными детьми. Агрессия и самоагрессия –это так же показатели к проведению ХОЛДИНГА, при этом сначала редуцируются физические агрессии, а затем уходят и словесные (у детей 3 группы). ХОЛДИНГ терапию рекомендовано использовать с детьми РДА и гиперакивностью в возрасте от 2 и до 5 лет, в этом случае наблюдается яркая положительная динамика в 96,4 случаях уже в первые недели.

Детский центр Гармония с 2014года успешно использует ХОЛДИНГ терапию. Специалисты Центра «Гармония» прошли обучение в Федеральном государственном научном учреждении «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» г. Москва.

 

7

 

Сертифицированные специалисты Центра в 2015г. проводят совместную научную работу с Академией Образования г.Москва в рамках программы «Детский аутизм: диагностика и коррекционная помощь». Специалисты нашего центра имеют многолетний опыт работы в области оказания профессиональной помощи детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

11

 

Холдинг терапия в детском центре «Гармония» включает сопровождение семьи в течении 

длительного времени. Начальный период - подготовка семьи: неоднократные консультации не только о холдинге, но и обо всей системе коррекционной работы и мероприятий с ребёнком с РДА и СДВГ, специалист помогает освоить приемы специального подхода к воспитанию, стимулирующие эмоциональное развитие аутичного ребёнка, просмотр видеоматериалов Холдинг-терапии, совместное планирование проведения процедуры в зависимости от варианта синдрома РДА (по О.С.Никольской) и сопутствующих целей. В результате предварительной работы родители уже начинают понимать своего ребёнка, осознавать уровень его возможностей. Впоследствии идёт просмотр и точный, продуманный анализ каждого ХОЛДИНГА (проведённого в семье) совместно с Московской Академией образования и, в зависимости от результатов, формируются рекомендации по дальнейшему проведению процедуры. Родители ведут дневники , в которых отмечают не только как прошёл ХОЛДИНГ, но и отмечают те изменения, которые происходят в течении дня (как формируется эмоциональная привязанность к маме, кому улыбнулся, с кем установил зрительный контакт, как занимался у специалистов, что появилось в речи, как вел себя в детском саду и дома……). Специалистами Центра разработаны методические материалы, помогающие родителям планомерно и эффективно проводить терапию. По запросу родителей психолог присутствует на ХОЛДИНГЕ и помогает в процессе проведения увидеть и умело завершать каждую стадию терапии «конфронтация-сопротивление-разрешение», развивать игровое взаимодействие и в целом, тонизировать семью. Главное, чтобы ХОЛДИНГ шёл с позитивным накоплением! Данную терапию ещё называют терапией «серьёзных испытаний», при которой происходит сплочение семьи.

Российская Академия Образования дала положительную оценку деятельности специалистов Центра за 2014-15г. по данному методу. В 2015г. результаты Холдинг-терапии были представлены на круглом столе в рамках Международного научно-практического семинара «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» с участием директора Centrum Audio-Psycho-Fonologii «ESPACE» Małgorzata Szurlej, г. Варшава.

 

hold 3 makeenkova

 

На фото: директор Centrum Audio-Psycho-Fonologii «ESPACE» Małgorzata Szurlej, г. Варшава (справа), Мокеенкова Анна - учитель-дефектолог центра "Гармония" г. Челябинск.

Используя игровую холдинг-терапию, мы получили выраженные устойчивые положительные результаты в психическом и речевом развитии ребёнка и семьи:

1.приоритетный - гармонизация отношений в семье, приходит понимание особенностей малыша, налаживание отношений между мамой и ребёнком, появление феномена отделения (эмоциональные реакции на разлуку и возвращении), обращение к родителям за утешением

2.появление стремления быть рядом с близкими (не убегают на улице), инициативы в зрительном контакте, формируется «объединённое» внимание!

3.выраженный интерес к лицу

4.смягчение сверхчувствительности (разрешают подстричь или расчесать себя, не затыкают уши при резких звуках…)

5.увеличение активности, подъём психического тонуса, появление исследовательской деятельности

6.Аффективное (эмоциональное) заражение - все смеются, и ребёнок начинает улыбаться...

7.ПОЯВЛЕНИЕ ПОДРАЖАНИЯ, улучшение произвольного внимания (выполняют простые просьбы, останавливаются на оклик)

8.прогрессия в усвоении бытовых навыков (формирование навыка «горшок», приём пищи…)

9.Стимуляция РЕЧИ, снятие барьеров в коммуникации

10.Редуцируются (уходят) агрессии и самоагрессии

11.От контактов с семьёй ребёнок гармонично переходит к контактам с обществом.

Таким образом, становится очевидным, что МОДИФИЦИРОВАННАЯ ХОЛДИНГ-терапия, стимулирует развитие ребёнка, дает семье по-новому наладить взаимодействие с ним, преодолевая при этом как сам аутизм, так и связанную с ним задержку психического и речевого развития.

Холдинг, как один из методов коррекционной помощи детям с РДА, решает основную задачу, которая стоит перед специалистами – построение целостной системы помощи в Детском Центре «Гармония», при этом «двигателем» являются родители.

              

Помните!!!! Игровая холдинг терапия не может проводиться семьей самостоятельно. Необходима активная поддержка и наблюдение специалиста, который хорошо знаком с проблемой детского аутизма, представляет себе перспективы развития ребенка, имеет специальную подготовку и может руководить холдинг-занятиями.