Игротренинг "Парашют"

В основе игротренинга «Парашют» лежит глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения и речи, происходит развитие психической, сенсомоторной, эмоционально-волевой сфер через различные формы физического, умственного, музыкального и других видов воспитания на фоне двигательной активности. Имея опыт работы  с детьми с множественными нарушениями в развитии, педагоги  детского центра «Гармония» пришли к выводу, что нужны новые, нетрадиционные подходы в работе с данной категорией детей. Поэтому, для создания системы коррекционно - развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, успешной подготовки их к школьному  инклюзивному образованию мы ввели в расписание уроков группового занятия «Друзья рядом» работу с пособием «Парашют». 

 

Впервые как  пособие «Парашют» демонстрировалось в Челябинске в 1996 году на Международном практическом семинаре  педагогами Голландии, работающими с  детьми с множественными нарушениями развития. Однако разработок системы занятий с данным пособием в нашей стране не было. Положив в основу работы базовые принципы лечебной педагогики и изучив опыт работы педагогов  Санкт- Петербурга А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова, «Двигательный игротренинг для дошкольников», мы создали свои разработки с пособием «Парашют». В Челябинске впервые данное пособие было апробировано в 1998 г. на основе собственных разработок по коррекции движений и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с проблемами в развитии. Методика проведения упражнений с указанным пособием получила название «Двигательный игротренинг с пособием «Парашют».  Особенно эффективен «Парашют» для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата (НОДА, ДЦП) и расстройствами аутистического спектра, т.к является одним из методов дополнительной коммуникации и двигательной  коррекции.

Важно отметить, что обогащение психики ребенка в процессе работы с пособием музыкальными, цветовыми, тактильными и кинестетическими ощущениями создает дополнительный потенциал для развития  детей в целом с расстройствами аутистического спектра и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Предлагаемые двигательные упражнения тонизируют деятельность всей нервной системы и способствуют проникновению импульсов не только к скелетной мускулатуре, повышая тем самым интенсивность двигательных нагрузок, применение которых с физиологической точки зрения, позволяют включить все системы организма в активную деятельность.

Происходит перенастройка эмоциональной сферы ребенка. Чувства его все больше приобретают мотивационное значение в деятельности и поведении. Возрастает степень осознанности чувств, и они начинают становиться объектом познания ребенка. На этой основе развивается способность к эмоциональной рефлексии. Закладываются основы для формирования высших чувств: интеллектуальных, эстетических , личностных.

Использование пособия «Парашют» на групповых занятиях по подготовке к школьному обучению позволяет решать следующие задачи:

- учить детей активно взаимодействовать с окружающей средой;

- привлекать внимание всех детей к участию в общем деле;

- снижать порог аффективного дискомфорта в контактах с социумом;

-развивать двигательную активность, умение управлять своими движениями,

- развивать способность к осознанию себя и своих возможностей,

- учить преодолевать неуверенность в себе;

- учить обращать внимание друг на друга;

-учить переживать с другими участниками общее эмоциональное состояние.

Важно отметить, что нет жёсткой структуры построения занятия. Преподаватель по физической культуре договаривается с тьютором (специалист, сопровождающий особого ребёнка) о выборе игровых упражнений в зависимости от актуальных задач на данный период, эмоционального состояния каждого ребёнка и его желания выполнять то или иное задание. При организации игротренинга с пособием «Парашют» используется круговое расположение, что позволяет задавать равнозначность позиций всех участников («Нет первых и нет последних»). Движения производятся то в одну, то в другую сторону, что формирует у ребёнка симметрию движений.

«Парашют» представляет собой матерчатый круг, сшитый из 9 разноцветных секторов. В середине круга находится отверстие, которое выделено как середина любой цветной тканью и в него вставлена «молния». Материал – прочный шелк. К секторам пришиты ручки, которые по тактильным ощущениям все разные.

Для осуществления эмоционального контакта с аутичным ребёнком и детьми с НОДА применяются основные методологические подходы к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида, которые базируются на понимании закономерностей психического развития в норме и в патологии.

Исследования отечественных ученых Л.С. Выготского, Л.В. Занкова (1935), И.М. Соловьева (1957), Ж.И. Шиф (1965), Т.А. Власовой (1972), В.И. Лубовского (1978), И.И. Мамайчук (2001 г.) , Бенской Е.Р.(1995), Лебединской К.С., Никольской О.С. (1987) и других показали, что основные закономерности психического развития являются едиными как для нормы, так и для патологии. «К таким закономерностям, прежде всего, относятся: определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии». Наряду с закономерностями общими для нормального и аномального психического развития выделяют закономерности общие для всех типов аномального развития, которые мы учитываем в работе с особым ребёнком.

1. Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.

Больше страдает усвоение той информации, которая адресована к пораженному анализатору. Снижение скорости приема всех видов информации, и уменьшение ее объема, поступающего за единицу времени, а также искажение первичной информации, особенности запоминания, характеризующиеся нестойкостью, привнесениями, искажениями запоминаемого материала имеют место при аномальном развитии вследствие поражения ЦНС.

2. Трудности словесного опосредования при образовании новых связей и замедление процесса формирования понятий.

Как отмечает В.И. Лубовский, в наиболее отчетливой форме данная закономерность обнаруживается у умственно отсталых детей, детей с задержкой психического развития, РДА, которые не могут дать словесный отчет о проделанных действиях.

Выше перечисленные закономерности развития обусловливают замедление темпа развития мышления в частности процессов обобщения и отвлечения.

В педагогическом процессе мы учитываем важнейшие закономерности аномального развития. Они определяют содержание, методические требования, подходы и рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ на уроке по физической культуре «Парашют».