Сенсорная интеграция

Многие родители сетуют на разрыв между психическими и физическими проявлениями ребенка, на отсутствие гармоничного развития тела и разума. Телесно-ориентированная терапия или сенсорная интеграция направлена на решение этих проблем. Это один из методов психической коррекции - «исцеления души через работу с телом». Ее важным составляющим является знакомство ребенка с телом, которое направлено на расширение сферы осознания им своих глубоких внутренних потребностей и переживаний. В практике детской клинической психологии широко используется сенсорная интеграция, направленная на формирование познавательных процессов и личности ребенка с учетом его эмоционального опыта (чувство доверия, тепла, защищенности, понимания, поддержки). Телесная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также «соматической психологией».

Все движения нашего организма направлены на активное овладение окружающим пространством, он настроен не пассивно приспосабливаться к условиям среды, а активно развиваться. Иначе говоря, процесс жизни есть не простое «уравновешивание с внешней средой», а активное освоение этой среды. В процессе освоения окружающей среды организм проходит ряд этапов - уровней построения движения - каждый из которых характеризуется индивидуальным набором возможностей взаимодействия с окружающей средой (подробнее см. статью "Сенсорная интеграция и уровни общения" на сайте). Нарушение хотя бы на одном из уровней построения движения ведет к нарушению освоения организмом окружающего пространства.

Итак, изучив теорию, теперь Вы имеете представление о том, что телесно-ориентированная терапия опирается на заложенную природой систему построения движений. Занимаясь данным видом терапии, Вы сможете выявить нарушено ли у ребенка взаимодействие организма со средой и как восстановить активность этих уровней.

Всесторонне обоснованная теория управления движениями и формирования новых двигательных форм была разработана Н. А. Бернштейном в 30-40 гг. В 1947 г. вышла одна из основных книг Н.А. Бернштейна "О построении движения", которая была удостоена Государственной Сталинской премии. За границей «работа с движением» появляется после 1949 года, когда книги Н.А.Бернштейна были переведены на все языки мира. В 1950 г.г. он проходил «по делу врачей» и все его разработки, книги были запрещены. Н.А. Бернштейн был реабилитирован в период хрущевской «оттепели». Его модели сразу же стали востребованы физиологами, кибернетиками и психологами. После смерти учёного (1966г.) теория построения движений Н.А. Бернштейна у нас в Советском союзе была забыта на долгие годы. Хотя его труды послужили примером и основой для творчества таких психологов, как Б.М. Величковский, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко и многих других. За рубежом теории построения движений по Бернштейну уделялось много внимания. Так, теория построения движений легла в основу динамической психотерапии Девида Боаделла. Идеи теории построения движений Н. А. Бернштейна нашли свое отражение в методике раннего развития детей Глена Домана (те же уровни), теории сенсорной интеграции Джин Айрис, Пиаже и других.

В нашей стране к теории построения движений вернулись совсем недавно благодаря разработкам психолога, коррекционного педагога Максимовой Елене Владимировне. Она предложила активно использовать методики телесно-ориентированной модели у детей с речевыми нарушениями!!!В связи с этим в коррекционной работе мы активно применяем телесно-ориентированную терапию со следующими категориями особых детей:

Задержка речевого развития,

Аутизм и аутистический спектр,

ДЦП,

СДВГ,

различного рода алалий (сенсомоторная, сенсорная, моторная),

ЗПР,

синдром Дауна,

а также апраксий и афазий различных видов.

Детский центр Гармония успешно внедряет в течении 2-х лет телесно-ориентированную терапию с опорой на построение движений с детьми с различного рода нарушениями. Специалисты центра прошли специализированные курсы по телесно-ориентированной терапии с опорой на теорию построения движения Н. А. Бернштейна у Е. В. Максимовой и имеют свидетельства ассоциации психотерапевтов. 

 Говоря о коррекционной работе, специалисты Центра воздействуют на тело не просто механически, а внутри дружеского общения или игры, на «кураже»!!!!   Без ярких, положительных эмоций нельзя!

Инновацией в работе Центра стала специально разработанная психологами, логопедами, дефектологами система игр и упражнений по телесно-ориентированной терапии согласно лексическим темам, с целью чувственного познания мира. Поскольку основная рекомендация для родителей по коррекции двигательной сферы – это погружение ребёнка в ритм - мы сопровождаем игры короткими стишками. Даже собственная речь педагогов ритмизована!

 

Примеры упражнений по уровням:

 

Давайте с Вами рассмотрим упражнения, используемые педагогами центра, учитывая уровни построения движений, описанных Н.А. Бернштейном.

Уровень А - чувство СЕБЯ, глубокая чувствительность, тонус. Самый мощный уровень!

 

tomatis001 1

 

Для того, чтобы активизировать данный уровень, используем, на наш взгляд, эффективный приём включения родителей в развивающее занятие, с целью состраивания, тонического объединения родитель-ребёнок, педагог-ребёнок на основе которого строится психологическое понятие - ДОВЕРИЕ.

 

tomatis003 1

  • Это так называемые «Похлопушки», «обжималки» с целью развития глубокой чувствительности: «В объятьях мишки», «Тесто», «Борьба», «Червячок» используем мягкие, большие игрушки по теме и т.д. – мама или педагог несильно, но крепко разнообразными способами зажимает ребенка и удерживает - задача ребенка выбраться из захвата

 

 tomatis005 1

  • С целью формирования опоры (стопы, колени, таз) – «Ботинки», «Поедем бабушка в деревню жить», «Качели», «По кочками» т.д.

 tomatis007 1

  • Проигрывание страхов у малышей «Коза рогатая», «Кусачий лягушонок», «Жаба цап», «светло-темно» и т.д.

 tomatis009 1
 

  •  Отталкивания «Стенка на стеку», Протяжки, закручивания, всевозможные раскачивания «Шалтай-болтай», «Кораблик», «Сон», "Мышеловки", «холсты», «Пройди по ёжикам» и др. с целью стимуляции вестибулярного аппарата, построение оси тела (если нет оси по вертикали идёт мощное нарушение психики).

 tomatis011 1

 

Уровнь В - развивает чувство себя в движении, выходят двигательные автоматизмы.

Данный уровень весь погружён в движение, невозможность двигаться вызывает страх. Для того, чтобы активизировать данный уровень, применяем игры, направленные на стимуляцию двигательных автоматизмов. Примерами таких упражнений могут служить игры типа "куча-мала", "тяни-толкай", "паровозик", «Ванька-встанька», «Кузнецы» и т.д. При хорошем общении на данном уровне формируется привязанность к близкому человеку, который удовлетворяет жизненные потребности. Ребёнок прижимается к родителям всем телом, даже щекой, поворот головы к маме и т.д., использует боковой взгляд в общении, движение в стае. Малыш хочет и ждёт общения! Игры «Лошадка» (на спине или на плечах взрослого), «Путешествие на паровозике», «стайка птиц», догонялки.

 

 tomatis013 1

 

Уровень С - уровень пространства: себя в пространстве и движение в пространстве.

Игры и упражнения этого уровня направлены на освоение окружающего пространства. Это и прятки, догонялки, преодоление полосы препятствий из мягких модулей, игры на развитие сенсорной чувствительности. На уровне С зрение и слух ориентируют ребёнка в пространстве, следят за целью и активно исследуют. Для того, чтобы активизировать данный уровень, используем игры на развитие сенсорной чувствительности "волшебный мешочек" (в непрозрачный мешочек складывают различные по фактуре, размеру, величине предметы и просят ребенка на ощупь определить, что лежит в мешке. Игру начинают с одного явного признака, потом постепенно усложняют. Например: «звучащие коробочки» (в коробочки насыпают различные крупы, песок, и т. д. и ребенку по звуку найти коробочки с одинаковым содержимым). Активно используем на занятиях «Ароматерапию», «Песочную терапию».

 

 tomatis015 1

 

К этому уровню относятся все спортивные игры на развитие координации и моторики движений - «Парашют».

 

 tomatis017 1

Очень важным для эмоционального развития ребенка является проведение игр вызывающих так называемый "смешной страх" - когда пугаем ребенка, но не по-настоящему, понарошку, - ребенок улавливает интонации игры и веселиться. Используем ритмизованные игры - «Поехали за орехами», «Дарики-дарики», «Паучок» и т.д. Эти игры важны ещё и тем, что тренируют ребенка в преодолении пугающих ситуаций.

При хорошем общении на данном уровне формируется привязанность и будет проявляться к объектам пространства: кошке, зайчику. При этом важно помнить, что ребёнок, сталкиваясь с чем-то новым, считывает эмоции, реакцию мамы и так же начинает относиться к объекту или предмету!!! Мимика становится осознанной. Общение на уровне С – это соделание, совнимание в пространстве, мы в Центре реализуем его через: совместное чаепитие, общий танец (неотъемлемая часть занятий), игру на музыкальных инструментах, общие простые игры и т.д.

Уровень D - уровень представлений (подумали, представили, сделали), слова-фразы.

Для того, чтобы активизировать данный уровень, используем игры и упражнения на выполнение необходимой последовательности действий для достижения результата, опору на схему, карту. Используем игры разработанные М. Монтессори: разнообразные шнуровки, вкладыши, игры с водой «игротерапия» и песком «песочная терапия» и так далее - сюда же можно отнести кубики Никитина "Сложи узор" и "Уникуб", задания направленные на развитие мелкой моторики: рисование дорожек, штриховки, обводка контура.

К этому уровню относятся и сюжетно-ролевые игры, направленные на освоение социальных ролей: игра в дочки-матери, в доктора, в магазин и т. д. (используем разработанные Г.Н.Лавровой конспекты игр-занятий).

 

tomatis019 1

 

Уровень Е - уровень интеллекта, развёрнутая фраза.

Игры и упражнения на этом уровне направлены непосредственно на развитие наглядно-образного и логического мышления, в эмоциональной сфере - появление психодрамы, как выражения своих чувств и переживаний. При хорошем общении на данном уровне формируется привязанность к более абстрактным понятиям: семье, культуре, людям … На уровне интеллекта происходит осознание себя частицей мира… Развивается оценка себя и своего поведения. Совесть. Для того, чтобы активизировать данный уровень, используем игры «Правила хорошего поведения», «как избежать неприятностей», «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.д.

 

 

Порадуйтесь вместе с нами! В результате применения телесно-ориентированной терапии в течении 2-х лет мы имеем замечательные результаты:

 

-У детей с СДВГ уменьшилось проявление гиперактивности , что особенно ярко проявляется в формировании целевых движений и улучшении характеристик внимания: устойчивости, распределения, переключения, концентрации, объёма.

-уменьшились аутистические проявления: появление взгляда глаза в глаза, социальной улыбки, смеха, любопытства; уменьшение самоагрессии, специфических страхов и стереотипов; появление речи и т.д., происходит стимуляция новых позитивных способов поведения и устранения поведенческих аномалий.

- улучшение познавательных способностей у детей группы ЗПР.

-произошел значительный толчок в развитии активной речи у детей с ЗПР, алалией.

 

Применяйте методику телесного ориентирования вместе с нами, и Вы поспособствуете гармоничному развитию личности, где и душа, и ум, и физическая красота – все будет прекрасно!!!!