Раннее развитие детей

раннее развитие

Что такое раннее развитие?           Нужно ли оно?       Да, оно просто необходимо!

Раннее развитие - это "обучение" ребенка в младенчестве и дошкольном возрасте.Раннему развитию всегда уделялось много внимания за рубежом. Основатель Ассоциации раннего развития в Японии Масару Ибука говорил о том, что в возрасте с рождения и до трех лет ребёнок легко "запечатлевает" все, чему его обучают, и сохраняет полученные знания в памяти на всю жизнь. Но начиная с трёх лет эта способность стремительно угасает.

Мария Монтессори отмечала, что период до трёх лет, это период "впитывающего разума", Глен Доман утверждал: "Не упустите время, пока растёт мозг". Взгляды зарубежных учёных полностью поддерживают и российские специалисты в области раннего развития психологии и педагоги: Борис и Елена Никитины, Андрей Маниченко, Николай Зайцев. Все они в один голос призывают родителей задуматься о том огромном потенциале, который заложен в их ребёнке и требует развития уже в первые месяцы жизни. Новая информация для ребенка — это не желание, и даже не возможность. Для него это — необходимость. Нормативно-правовой основой организации групп по раннему развитию в Центре послужило «Примерное положение об организации деятельности Центров игровой поддержки (ЦИПР)» Приказ ДО 10.08.2006 №498 г.Москва.

Основные направления игровых занятий нашего Центра:

- социализация детей раннего возраста (от 6 месяцев – до 3 лет) на основе игровой деятельности;

- разработка групповых программ игровой поддержки и индивидуальное психолого-педагогического сопровождения ребенка;

- реализация индивидуальных задач в соответствии с потребностями конкретного ребенка и его семьи, при этом особое внимание уделяется эмоциональному развитию малыша и созданию благоприятного психологического климата в семье;

-обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения;

- консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания;

Наукой найдены биологические подтверждения тому, что на ранних стадиях развития ребенка мозг требует не только питания, но и стимуляции. Всем известен тот факт, что дети начинают учиться сразу же после рождения, и установлено, что возраст от рождения до 6 лет - решающий для всего будущего развития ребенка.

Ранний возраст является начальным этапом сенситивного периода для развития психических процессов как у нормально развивающихся детей, так и у детей с проблемами в психическом и физическом развитии.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Память ребенка всегда связана с его активным восприятием, узнаванием предметов, а под влиянием восприятия развивается мышление. Главную роль в процессе развития мышления играет предметная деятельность. Также, одним из важнейших новообразований раннего возраста является речевая деятельность (Г.А. Урунтаева, И.И. Мамайчук, М.В. Ермолаева, Л.Н. Павлова и др.). Л.С. Выготский указывал на то, что «ранний возраст и есть та стадия, когда возникает смысловое системное строение сознания, когда происходит возникновение исторического сознания человека, существующего для других, а значит и для самого ребенка».

 

Таким образом, основными целями работы с детьми раннего возраста в нашем центре являются: оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи и психолого - педагогической поддержки их родителей в воспитании и обучении детей раннего возраста; создание условий для активного участия родителей в обучении ребенка, создание комфортной для ребенка среды, определение дальнейшего образовательного маршрута для ребёнка.

 

Занятия с детьми раннего возраста в нашем центре проводятся в игровой форме, с хорошим настроением, безо всякого насилия над ребенком и только при условии его заинтересованности, и хорошего самочувствия.

 

У каждого малыша свои сроки развития, только следуя за его познавательными потребностями и физическими возможностями можно извлечь пользу из такого обучения. Нельзя также не учитывать тесной связи между типом личности ребенка, проявляющимся уже с первых дней жизни, и его способностями. В раннем детстве ребенка обязательно надо развивать, но это ни в коем случае не должно быть обучением даже дошкольного типа, а тем более школьного занятиями с учителями.

Очень хорошо, если ребенок вместе с мамой посещает наши занятия по раннему развитию, где можно попеть песенки, почитать потешки, где есть богатая игровая среда, т.е. множество различных игрушек, предметов, направленных на развитие сенсорных ощущений. Вообще полезна любая детская деятельность, где ребенок имеет возможность пропустить через себя много информации, усвоить новое, обогатить свой чувственный опыт и удовлетворить свою любознательность. При этом самое главное – чтобы развитие проходило в интересной для него игровой форме.

 

Очень важно для родителей осмысленно реагировать на любую рекламу развивающих программ. Например: «Ваш ребенок будет читать в два года!». Может быть, и будет, но с какой целью? В любом базовом учебнике по психологии развития, описаны те периоды, в которые психические функции и способности наиболее предрасположены к развитию, так называемые сенситивные периоды. Обучение чтению дается особо легко ребенку, начиная примерно от 4 и до 7 лет. В это время процесс проходит уже более осмысленно, быстрыми темпами и с пониманием со стороны ребенка для чего это ему нужно.

А в самом раннем периоде детства - мы можем развивать двигательную активность ребенка, эмоциональную сторону, развивать его восприятие, музыкальные способности, психологическую базу речи. Главное, чтобы любая деятельность - будь это музыкальное занятие, лепка, заучивание коротких стишков, рисование или освоение счета проходила в игровой форме, и от ребенка не требовалось слишком много, а любые его успехи поощрялись мамой и педагогом.

Широко используем игротренинг «Парашют», который помогает в игровой форме не только выполнять физические упражнения, но и формировать социальную мотивацию и развивать навыки взаимодействия, учится ходить и бегать по кругу, закреплять пространственные представления и главное познавать мир!

 

На занятиях в группе раннего развития в детском центре «Гармония» дети:

 

  • Учатся работать в группе;

  • Открывают творческие способности;

  • Развивают интеллект (память, внимание, мышление);

  • Изучают строение своего тела;

  • Приобретают простые навыки самообслуживания;

  • Получают начальные представления о музыке (ладе, опорных звуках в тональности, штрихах исполнения, темпе, динамической амплитуде, тренируют умение переключаться с одного движения на другое или с одного вида деятельности на другой, ориентируясь на звуковой сигнал);

  • Развивают общую и мелкую моторику, узнают много нового;

  • Приобретают навыки взаимодействия с коллективом сверстников и адаптируются к миру таких же маленьких друзей;

  • Развивают координацию движений;

  • Учатся убирать за собой игрушки и быть аккуратными.

  • В игре появляются первые речевые реакции, постепенно перерастая во фразовую речь.

 

В развивающий центр «Гармония» многие родители водят детей для того, чтобы подготовить ребенка к детскому саду, привить навыки общения с другими детьми. Работа по данному направлению решается через обязательное использование «Сказкотерапии», где сюжеты сказок составляет целая команда специалистов: педагог раннего развития, психолог, сказкотерапевт (сертифицированный). Сказка помогает малышу понимать и решать некоторые проблемы, встречающиеся на пути, предлагает социально-приемлемые способы поведения в трудных (для ребёнка) ситуациях, помогаем избавиться от страхов (темноты, докторов и т.д.), нежелания посещать детский сад. С одной стороны, делать это можно и в песочнице, с другой - в нашем центре процесс общения контролируется целой командой опытных специалистов. И если активные и контактные детки могут научиться общаться и сами, то застенчивым малышам нужна дополнительная мотивация, как, например, специально для этого подготовленные индивидуальные и коллективные игры, которые проводятся в рамках занятия.

В нашем центре вас поддержат квалифицированные специалисты (клинический психолог, дефектолог, арт-терапевт, логопед, семейный психолог, психолог раннего возраста и другие), вы сможете увидеть и понять, как ведут себя с детьми другие родители, взглянуть на своего малыша в ином ракурсе, вне дома, и лучше узнать его. Диагностическое обследование в форме игры поможет выявить на ранних этапах задержку речевого и психического развития ребёнка, детей с особым эмоциональным развитием.

Специалисты окажут вам своевременную консультативную помощь по вопросам воспитания и обучения, помогут с выбором дошкольного учреждения исходя из индивидуальных особенностей малыша, направят к специалистам по мере необходимости. В процессе занятий и консультирования оказываем помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком; в выборе индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка.

А так же, что немаловажно, после посещения занятий раннего развития почти все детки легко адаптируются к коллективу сверстников в детском саду, они становятся более активными в познании окружающего мира, в коммуникативной и социальной деятельности.

И самое главное – мы вместе участвуем в маленьком путешествии по интересному и загадочному миру животных, птиц, явлений природы, поиграем с разными персонажами наших историй. Радуемся праздникам тоже вместе «Новый год», «Масленица», « Праздник мам», «День знаний» и другие.

Тесное взаимодействие команды специалистов с родителями позволяет достичь наилучших результатов в развитии ребёнка!