Изобразительное творчество

Изобразительное творчество – это процесс создания рисунка, скульптуры, аппликации и т.д. Детское изобразительное творчество – это отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке или аппликации. Рисование – это естественная потребность ребенка, да и взрослого человека. На скучном совещании, или при длительном телефонном разговоре, рука непроизвольно начинает выводить линии.  Древнейшие изображения - линии, отпечатки ладоней, рисунки животных, выполненные человеком, относятся к  эпохе палеолита. Большую роль играло изобразительное творчество в воспитании и образовании детей в России еще в XVIII веке, правда оно имело тогда сословный характер.

Огромное значение изобразительное творчество имеет для психологов. Продукты творчества использовались для изучения поведения еще на заре становления современной психологической науки. Изобразительное творчество применяется  арт-терапевтами   для снятия напряжения, борьбы со страхами, стрессовыми состояниями, депрессиями, искаженной самооценкой, соматическими заболеваниями. «Искусство само по себе обладает целительным действием» (Э. Крамер)

При подготовке детей к школьному обучению, большинство родителей уделяет особое внимание формированию навыков чтения и счета, тогда, как творческое развитие, остается на дальнем плане. Сложно переоценить значение рисования, лепки и других видов изобразительного творчества для всестороннего развития ребенка. В любой области человеческой деятельности ценятся  люди с развитым творческим мышлением,  на самые престижные должности требуются «креативные» работники, умеющие нестандартно, творчески  решать поставленные  задачи. Отсюда и наиболее важная из задач педагогики – формирование творческой личности. Эффективнее всего эта задача решается посредством занятий изобразительным творчеством.

В центре «Гармония» проводятся индивидуальные и групповые занятия по изобразительному творчеству, как средство развития и коррекции различных категорий детей.

Изобразительное творчество способствует:

  • Развитию концентрации внимания
  • Сенсорному развитию (зрительное и осязательное восприятие предметов), ведь ребенок должен прежде проанализировать объект изображения.
  • Развитию пространственного, образного, логического мышления (зрительный анализ и синтез),
  • Развитию мелкой моторики, координации движений.
  • Уточнению и углублению знаний об окружающем мире.
  • Эмоциональному и эстетическому развитию.
  • Поднятию самооцен­ки, развитию самоуважения и успешности

1. Занятия «Изобразительное творчество» для младшей группы (2 -3 года) построены с учетом возрастных особенностей детей 2-3 лет  и включают сразу несколько видов деятельности: рисование, аппликацию, лепку, а так же  пальчиковые дидактические и подвижные игры. На занятии малыши учатся: анализировать цвет, форму, размер изображаемого, правильно держать кисть и карандаш, осваивают приемы рисования, лепки, учатся пользоваться ножницами, выполнять аппликации, познают окружающий мир.

 

2. Дети от 4 до 7 лет на занятиях   «Изобразительное творчество» знакомятся с различными видами и жанрами искусства. Осваивают различные изобразительные техники и материалы (гуашь, акварель, пастель, уголь), различные приемы плоскостной и объемной лепки. Знакомятся с основами цветоведения, приобретают навыки  построения и создания  сюжета (основы композиции), знакомятся с шедеврами мирового искусства. Выполняют художественные работы по представлению, по памяти и с натуры.

3. Для школьников занятия «Изобразительное творчество» включают: основы  живописи, композиции, цветоведения. Знакомство с различными материалами и популярными направлениями прикладного искусства – декупаж, квиллинг, скрапбукинг. Знакомство с культурой и произведениями искусства  различных стран и народов.

4. Для детей с особыми образовательными потребностями применяется командный подход в решении педагогических задач. Индивидуальный план работы составляется совместно с психологом, логопедом, дефектологом, арт-терапевтом и др. специалистами на малых педсоветах.

 

Для этой категории детей изобразительное творчество имеет особое значение.

 

  • Для детей с гипердинамическим синдромом занятия направлены на развитие внимания, двигательного контроля, формирование умения планировать и организовывать действия,  доводить начатое до конца.
  • Для детей с задержкой речевого развития занятия по изобразительному творчеству способствуют формированию планирующей, констатирующей и коммуникативной функции речи, развитию представлений об окружающем мире.
  • У детей с церебральным параличом занятия по изобразительному творчеству направлены в первую очередь, на развитие  координации движений, формирование и совершенствование графических навыков, на развитие восприятия, в силу его несформированности,
  • Для детей с расстройствами аутистического спектра занятия направлены на  развитие активности ребенка, социализации, коммуникативных навыков, формирование мотивации к выполнению задания, формирование умения планировать действия, доводить начатое до конца. На начальном этапе проводятся индивидуальные занятия, затем могут быть предложены занятия в группе инклюзивного образования.

 

За основу занятий по изобразительному творчеству взяты  учебно-методический комплекс  художественного развития детей «Цветные ладошки» и программа «Изобразительная деятельность детей с особенностями развития» Лыковой И.А., программа «Росток» Шестаковой А.В. На занятиях используется демонстрационный материал Вохринцевой С.В. и тщательно подобранный репродукционный материал.

 

В структуру занятий по изобразительному творчеству входит:

 

  • Организационный момент, который включает в себя: введение в тему занятия, просмотр демонстрационного материала, репродукций, создание положительного эмоционального настроя.
  • Основная часть состоит из  объяснения педагогом техники выполнения поставленной задачи и непосредственной деятельности детей.
  • Заключительной частью занятия является обсуждение  работ, которое способствует развитию самоуважения и успешности детей, помогает закрепить полученные знания. 

 

На занятиях по изобразительному творчеству мы поощряем инициативу детей и желание экспериментировать, создаем условия для творческого развития. Стараемся использовать различные материалы, применяем необычные техники и их сочетания.

Нами в течение нескольких   лет с успехом применяются нетрадиционные техники рисования.  Нетрадиционные техники рисования – это рисование необычными способами, материалами и инструментами (раздувание краски, рисование ватной палочкой, мятой бумагой, оттиски различных предметов, рисование с помощью  штампов и др.). Это увлекательное занятие позволяет развить воображение, образное и творческое мышление, позволяет выразить себя и выплеснуть эмоции на лист бумаги. Нетрадиционные техники рисования не сложны в исполнении, но позволяют создать очень оригинальные работы. Поэтому многие из них доступны совсем маленьким детям, не умеющим держать кисть и детям с особенностями в развитии. Особое значение нетрадиционное рисование имеет для детей с ограниченными возможностями. Оно способствует развитию зрительного восприятия, взаимодействия рук и глаза, развивает точность движения рук.

 

В результате профессионального и творческого подхода к занятиям по изобразительному творчеству, в течение двух лет у детей с церебральным параличом улучшилась зрительно-двигательная координация, ими были освоены  навыки вырезания, плоскостной и объемной лепки, были усовершенствованы графические навыки. У детей с расстройствами аутистического спектра улучшилось понимание речи, появилось умение вступать в диалог с педагогом, обращаться за помощью к взрослым и детям. У детей с гипердинамическим синдромом улучшилась концентрация внимания, сформировалось умение доводить начатое дело до конца. Дети с тяжелыми нарушениями познавательной деятельности стали проявлять яркий интерес к изобразительной деятельности, к различным материалам (гуашь, акварель, глина, мелки, …).  Наши работы были представлены на выставках, как в центре «Осенний вальс», «Зимушка-зима», «Подарок для мамы», «День Победы» так и на районных и городских конкурсах «город мастеров», «Здоровье. Здоровый образ жизни», «День города». Участие  в конкурсах поднимает ценность художественной деятельности в глазах ребенка, придает уверенность в собственных силах.