Мониторинг предшкольной подготовки

Система работы Центра развития «Гармония» в системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов (предшкольная подготовка)

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на промежуточные и итоговые.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

  • Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками;

  • Любознательный, активный;

  • Эмоционально отзывчивый;

  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми сверстниками;

  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы0, адекватные возрасту;

  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

  • Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития.

В процессе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивается комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, осуществляется оценка динамики достижений детей.

Исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребёнка путём наблюдений, бесед, экспертных оценок, критериально – ориентированного тестирования.

Участники проекта: дети групп предшкольной подготовки, педагоги, родители.

Актуальность проекта:

В настоящее время дошкольное образование и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий согласно Федеральным государственным требованиям.

Для того чтобы посмотреть более детально уровень знаний и предпосылок формирования универсальных учебных действий детей, воспитывающихся в Центре развития «Гармония» (в количестве 12 детей), в течение 2011-2012, 2012-2013 учебных лет проводился мониторинг результатов освоения примерной общеобразовательной программы дошкольного образования. Можно сказать, что большинство детей групп предшкольной подготовки успешно освоили программу (96%).

В течение 2011-2012 и 2012-2013 учебных лет был проведен сравнительный анализ итогового мониторинга детского развития детей групп предшкольной подготовки (выборка – 12 человек). Было выявлено, что уровень развития интегративных качеств личности ребенка 6-7 лет, соответствующих ФГТ достаточно высокий: 77% детей имеют полностью усвоенные представления по указанным критериям всех интегративных качеств, 23% детей имеют частично усвоенные представления по указанным критериям у большинства интегративных качеств.

В течение 2011-2012 и 2012-2013 учебных лет для сравнения результатов итогового мониторинга детского развития детей групп предшкольной подготовки и результатов сформированности интегративных качеств у тех же детей, обучающихся уже в школе (выборка – 12 человек).

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в результатах освоения программ таких учебных предметов как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Поэтому за последние два 2011-2012 и 2012-2013 учебных года для анализа преемственности программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования бывшими выпускниками Центра развития «Гармония», ныне детьми, обучающимися в школе в течение первого учебного года, также был проведен опрос учителей первых классов на предмет освоения основных учебных дисциплин. Данные опроса показали следующую картину: учебный предмет «Русский язык» 32% детей освоили на оценку «высокий уровень», 57% детей освоили на оценку «выше среднего», 11% детей освоили на оценку «средний уровень». Учебный предмет «Математика» 40% детей освоили на оценку «высокий уровень», 61% детей освоили на оценку «выше среднего», 9% детей освоили на оценку «средний уровень». Анализируя данные мы видим, что большинство детей усвоили образовательную программу на оценку «выше среднего», т.е. можно сказать, что преемственность между программами предшкольного и начального основного образования достаточно реализована.

В результате проведенного анкетирования педагогов на конец 2011-2012 учебного года по оценке уровня достижений детей групп предшкольной подготовки, а также по самооценке качества работы педагогов на ступени предшкольного образования в соответствии с ФГТ, мы выявили ряд особенностей, имеющихся в Центре развития «Гармония»:

- успешность в реализации формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей групп предшкольной подготовки;

-высокий уровень совершенствования содержания образования в рамках преемственности предшкольного и начального образования;

- использование высокоэффективных форм взаимодействия с родителями в рамках реализации преемственности предшкольного и начального образования;

-высокая компетентность в реализации преемственности программ предшкольного и начального образования

В результате проведенного анкетирования родителей на конец 2011-2012 учебного года по оценке удовлетворенности уровнем достижений детей, отвечающим Федеральным государственным требованиям, а также по оценке удовлетворенности качеством работы педагогов на ступени предшкольного образования, мы также выявили ряд особенностей, имеющихся в Центре развития «Гармония»:

-достаточная компетентность родителей в вопросах развития и воспитания дошкольников в соответствии с Федеральными государственными стандартами;

-высокая включенность родителей в воспитательно-образовательный процесс;

- единые требования родителей и педагогов к модели «Успешный первоклассник»

- высокая эффективность организуемых форм сотрудничества, отсутствие обоюдно интересных форм взаимодействия

Итак, на сегодняшний день перед нами стоят актуальные вопросы подготовки детей к школе с учетом ФГТ:

- разный уровень психического и физического здоровья детей;

- разный уровень знаний у детей;

- разный уровень предпосылок формирования универсальных учебных действий;

- разная степень развития мотивов учения;

- разный уровень родительской и педагогической компетенции.

Таким образом, проект «Выпускник Центра развития «Гармония» – успешный первоклассник», прежде всего, предназначен для решения выделенных проблем готовности к школе для обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей, что и будет продолжено в дальнейшей совместной работе педагогов Центра, родителей обучающихся.