Развитие речи у детей

Развитие речи

Развитие речи у детей является одним из основных направлений воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Речь занимает важное место в развитии ребенка. Посредством родного языка ребенок адаптируется в социуме. При этом, речь ребенка, является важным показателем его психического развития. Психология речевого развития опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др.)

принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий её ведущую роль в опосредовании психических процессов. Речь, являясь формой отражения объективной реальности, представляет собой, по выражению И.П.

Павлова, «высший регулятор человеческого поведения». Наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи детей падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то развитие речи детей настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь.

Развитие речи детей подчинено общим закономерностям формирования функциональных систем организма. Несмотря на то, что ребенок родился с готовыми к функционированию органами артикуляции, необходим дли­тельный подготовительный период, прежде чем он овладеет возможнос­тью произносить членораздельные звуки речи. Развитие речи – процесс индивидуальный. Но, если к 2,5- 3 годам ребенок не произносит ни одного слова, родителям следует обратить на это особое внимание. Данное состояние речевой деятельности ребенка специалисты характеризуют как задержку речевого развития. Дети с задержкой речевого развития (далее ЗРР) имеют характерные особенности, как в когнитивной, так и в личностной сфере. Внимание детей с ЗРР характеризуется неустойчивостью, недостаточной произвольностью и концентрацией, трудностями в планировании своих действий. Страдает и коммуникативная функция речи. Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии «не успешности» во многих видах деятельности.

Таким образом, задержка речевого развития у детей, клиническое заключение  по которому дает врач невролог, - серьезный повод для обращения к логопеду, дефектологу, психологу. Логопед поможет определить причину задержки речевого развития ребенка и выработать тактику совместных действий с родителями и врачами. Психолог и дефектолог дадут советы родителям по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка.

В центре «Гармония» дети, имеющие нарушения речевого развития (в т.ч. ЗРР), включены в «группу особого психологического внимания». В организации коррекционной работы с данной категорией детей используется комплексный подход: проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по совершенствованию мелкой моторики (пальчиковые упражнения, рисование и штриховка, проводит преподаватель по изобразительной деятельности),


по коррекции и развитию речи детей (проводит логопед, дефектолог), а также индивидуальные и групповые занятия по развитию коммуникативных умений, снижению агрессивности (проводит психолог).

У нас работают высококвалифицированные специалисты по формированию и развитию речи детей, прошедшие подготовку в центре нейрореабилитации речи Шкловского, окончившие магистратуру, получившие сертификаты по инновационным методикам: «Зондовый массаж в коррекции звукопроизношения», «Актуальные проблемы диагностики и коррекции дизартрии», «Точечный массаж в логопедической практике», «Специфика подходов и нестандартные приёмы в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра» (Центр лечебной педагогики»), «Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна», «Коррекция звукопроизношения. Использование постановочных зондов», «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха» (опыт работы по методу Леонгард Э.И.), «Организация и содержание развития речи с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата» (ЧИПКРО), «Технология обучения дошкольников решать творческие задачи». Педагоги, работающие в Центре, награждены Грамотами Управления образования Центрального, Курчатовского районов, Управления по делам образования г. Челябинска, Почетными грамотами Министерства образования и науки Челябинской области, Российской Федерации за профессиональное мастерство и внедрение в педагогический процесс инновационных технологий в области образования. Неоднократно занимали призовые места в конкурсах «Профессиональное мастерство педагогов специального (коррекционного) образования».

При организации коррекционной работы по развитию речи у детей специалисты нашего Центра руководствуются методологией Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, осуществляющую лично-ориентированный подход в решении коррекционно-развивающих задач. Опытные педагоги центра проводят раннюю диагностику, профилактику и коррекцию развития речи у детей от 0 до 3 лет, логопедическое обследованиекоррекцию речевой деятельности у детей с ТНР с 2,5 лет с учетом адаптированных методик Е.Янушко, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой. Логопеды центра владеют техникой зондового массажа Е.В.Новиковой, точечного - Е.А. Дьяковой, методикой диагностики и коррекции дизартрических расстройств, активно используют ТРИЗ в развитии речи у детей, как средство стимулирующее развитие воображения и мышления, методику речевого развития у детей с моторной алалией с включением чтения, используют нестандартные приёмы в работе с детьми РДА (Сенсорная интеграция в системе помощи детям с расстройствами аутистического спектра – Айрес Дж), используют модель подготовки к школьному обучению детей с проблемами эмоционально-волевой сферы ЦЛП, технику группового ритмически организованного занятия «Круг», арт-терапевтические приёмы, фольклорные игры, технику «Парашют»,

В работе по развитию речи детей с множественными нарушениями развития логопеды, дефектологи, психологи используют наиболее актуальные походы к построению учебного плана Перкинс Школы. На этапе автоматизации звуков логопеды активно используют собственную подборку интересных и понятных по содержанию для детей Скороговорок, сопровождающуюся иллюстрированным материалом или разыгрыванием мини-сказок.

При проведении коррекционной логопедической работы специалисты формируют коммуникативную, обобщающую (которая выступает как средство мышления) функцию речи, которые формируются в тесном единстве, а так же (что наиболее важно для детей СДВГ, РДА) регулирующую функцию речи, которая в норме возникает к концу дошкольного возраста.

В результате осуществления коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей от 0 до 7 лет в Центре на протяжении двух наблюдается следующая динамика: дети с ЗРР имеют 100% положительную динамику, с ТНР – 78%, 22% имеют относительно-положительную динамику, обусловленную частыми пропусками и низкой психолого-педагогической компетентностью семьи; с нарушением слуха после кохлеарной имплантации из 7 детей 2 детей получили возможность обучаться в речевой группе массового детского сада, 1 ребёнок обучается в школе-интернате V вида. 70% детей с расстройством аутистического спектра, с СДВГ имеют положительную динамику в речевом развитии, 30% относительно-положительную динамику.

Таким образом, специалисты центра, используя командный подход при разработке и реализации комплексной программы для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, эффективно достигают стойких положительных результатов, в том числе по разделу «речевое развитие детей».