Дизартрия

Дизартрия – нарушение фонетической стороны речи, которое обусловлено органическим поражением Центральной Нервной Системы (ЦНС). При этом расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.

В литературе XXв. понятие «дизартрия» переводили как расстройство членораздельной речи, речь организуется невнятно, словно «каша во рту».

В настоящее время дизартрия – это самая распространённая речевая патология (из 7 детей рождается 5 с поражением ЦНС). В 1852г. впервые акушер-учёный Литтль описал клинику дизартрии при ДЦП. В 1911г. лого терапевт Гуцман (немецкий врач)выделил признаки дизартрии у людей, которые не имеют ДЦП. Врач Маргулис впервые вводит классификацию дизартрии, он заложил учение о дизартрии. В последующие годы наш отечественный учёный О.В.Правдина описывает подробно дизартрию с псевдобульбарным парезом. Конец 50-х годов ознаменовался работой Е.Н.Винарской, которая рассматривает дизартрию с психолингвистической стороны. 

Дизартрия (стертая) может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств перенесших легкую асфиксию или родовую травму, имеющих в анамнезе нерезко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития или период родов, а так же после рождения.

В клинике дизартрии выделяют речевые и неречевые нарушения.

Неречевые нарушения ярко проявляются:

  • в моторной сфере(общей, мелкой, артикуляционной): страдает объём, качество, темп и точность движений, их координация; затруднено переключение от одного двигательного акта к другому; нарушение подвижности как основное проявление пареза мышц; гиперсаливация

  • в нарушении мышечного тонуса по типу спастичности, гипотании, гипертонуса (который часто сопровождается гиперкинезами), дистонии;

  • на фоне нарушенного мышечного тонуса существуют и насильственные непроизвольные движения: гиперкинезы, тремор, синкинезии

  • нарушение кинестетического ощущения движения, как следствие нарушение пространственного анализа и синтеза, зрительного анализа и синтеза.

В связи с тем, что страдает сам двигательный акт (в общей, ручной и артикуляционной моторике) то развитие и формирование ребёнка в целом идёт с отклонениями, своеобразные личностные нарушения, а следовательно не формируется база для речевого развития.

Идут речевые расстройства:

  • наиболее ярко страдает качество звукопроизношения, связанное с парезами языка, губ, нижней челюсти (боковые, горловые, межзубные, губно-зубные звуки должны насторожить родителей в раннем возрасте);

  • страдает сама организации речи;

  • просодическая сторона: нарушение темпа, ритма речи, голоса (дисфония, затухающий к концу фразы, может быть явление ринофонии (речь «в нос»);

  • страдает мелодико-интонационная организация речи (высота, сила, интонационная окраска).

Нарушения речевого дыхания.

Нарушен ритм дыхания, глубина, координация вдоха и выдоха. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.

Особенности слухового внимания и памяти – а это база для развития речевого слуха, как следствие трудности звукоразличения, фонематический слух; страдает умственная деятельность фонематического анализа и синтеза, а отсюда усвоение слова (пассивный словарь ближе к норме, а активный отстаёт, не качественно усваиваются грамматические категории).

Структуру речевого дефекта при дизартрии определяет логопед после логопедического обследования, которая может быть от более легких до более серьёзных форм: просодические расстройства, фонетические расстройства, ФФНР, ОНР (I, II,III уровня). Логопеды Центра учитывают возрастные особенности при проведении логопедического обследования и определения оптимальных путей коррекционно–логопедического воздействия при дизартрии.

Выделяют пять форм дизартрии по локализации очага поражения: корковая, подкорковая, мозжечковая, бульбарная, псевдобульбарная, которую определяет невролог. Логопеды Центра грамотно владеют научно-методическими знаниями, раскрывающими особенности логопедической работы при каждой клинической форме дизартрии и обоснованно применяют их на практике.

Выше указанные особенности речевых и неречевых нарушений при дизартрии обуславливают необходимость единства коррекционно-логопедической работы и лечебных мероприятий (медикаментозного и физиотерапевтического лечения, ЛФК) направленных на развитие двигательных функций. Лечебные мероприятия по назначению невролога позволяют проводить одновременное развитие и коррекцию нарушений общей, артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Очень важна стимуляция двигательно-кинестетического анализатора, что позволит сформировать управление артикуляционным праксисом, навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребёнок.

IMG 2274 

В нашем Центре при проведении коррекционно-логопедической работы с детьми с дизартрией, считаем целесообразным использование следующих методов логопедического воздействия:

  • зондовый массаж Е.В. Новиковой (мышц руки и артикуляционного аппарата);

  • точечный массаж;

  • воспитание дифференцированного ротового и носового дыхания на основе системы А.Г.Ипполитовой;

  • фонетическая ритмика и логоритмика;

  • пассивная и активная артикуляционная гимнастика;

  • дыхательные и голосовые упражнения с использованием колыбельных песен;

  • искусственная локальная котрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии);

  • во избежание вторичных нарушений в структуре речевого дефекта (психических процессов и эмоционально-волевой сферы) включаем в коррекционную индивидуальную программу ребёнка с дизартрией занятия с арт-терапевтом, психологом, дефектологом.

Особо следует отметить эффективность использования в работе с детьми с дизартрией зондового массажа Е.В. Новиковой. Он является частью комплексной медико–психолого-педагогической системы работы, направленной на коррекцию речевых расстройств при дизартрии. Как показала практика, массаж мышц артикуляционного аппарата может проводиться пальцами, однако лучшие результаты достигаются при использовании специальных зондов.

IMG 2280 

С помощью зондов производим различные движения в виде скольжения, отодвигания, перетирания мышц. Это помогает оживить, заставить работать поражённые мышцы и восстановить нарушенное произношение при дизартрии. Массажный комплекс подбирается индивидуально учетом результатов логопедической диагностики и формы дизартрии. Во время массажа используем различные отвлекающие средства: пение песенки, рассказывание сказки. Ребёнок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему!

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. С этой целью мы проводим специальными зондами массаж предплечья, это помогает восстанавливать ослабленные мышцы, развивать поражённые, улучшает координацию движений рабочей руки, помогает снять излишнее напряжение, приводящее к тремору. Под воздействием несложных для взрослого и неутомительных для ребёнка массажных движений достигается укрепление мышц, нормализуется мышечный тонус. Стимулируется тактильные ощущения и речевые зоны коры головного мозга.

IMG 2262 

Для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата при дизартрии, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а так же при артикуляционной апраксии применяем метод искусственной локальной контрастотермии. Этот метод заключается в контрастотермальном воздействии низкотемпературных (криомассаж) агентов и высокотемпературных (термомассаж) агентов. Криомассаж и тепломасаж применяется поочерёдно или избирательно. Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора и для речевой афферентации контрасто-термальное воздействие можно применять не только на артикуляционную мускулауру, но и на мышцы верхних конечностей (особенно кисти правой руки). Эффективно использование гипертермии до начала сеанса зондового массажа.

В ходе логопедических занятий по коррекции просодических нарушений при дизартрии активно используем ритмичные колыбельные песни, которые формируют внутренний сбалансированный настрой. Формирование чувства ритма - важный момент в эмоциональном и умственном развитии у детей с дизартрией, необходимый компонент речедвигательной системы.

Данные произведения, обладают следующими особенностями:

  • простота звуко-слогового состава (доступность в произносительном плане);

  • построение фразы на множестве повторов звукосочетаний, отдельных слов (непроизвольное запоминание и употребление в самостоятельной речи);

  • формирование мелодичной, произносительной стороны речи и фонетико-фонематического слуха;

  • несложность усвоения произведений и лёгкость драматизации.

Колыбельные песни позволяют работать с детьми при тяжёлых речевых нарушениях (корковая, псевдо-бульбарная формы дизартрии, анартрия).

При дизартрии важно обратить внимание на несформированный эмоционально-волевой статус. Такие особенности детей как замкнутость, нерешительность, негативизм, неадекватность поведения, инактивность восприятия мешают им реализовать свои возможности на занятиях, в результате чего возникает проблема активного участия ребёнка в какой-либо деятельности. Снять блоки эмоциональной замкнутости поможет исполнение колыбельных песен. Это также окажет успокаивающее, т. к. размер музыкального ритма колыбельных практически совпадает с частотой ударов сердца взрослого человека (лучшая колыбельная - биение сердца мамы).

В формировании чувства ритма (музыкально-временного и художественно-пространственного) особую роль играет использование различных видов деятельности (рисование, лепка, ЛФК, использование массажных ковриков) на занятиях у логопеда. Включая в коррекционную программу арт-терапевтические уроки, занятия психолога, дефектолога происходит работа по формированию психоэмоционального, мыслительного и, в целом, физиологического статуса ребёнка с дизартрией.