Логопед

Логопед – это специалист, занимающийся предупреждением и преодолением речевых нарушений у детей, подростков и взрослых. С древних времён люди обращали внимание на нарушения речи. Попытки объяснения этих нарушений и их «лечения» описывали Гиппократ (439 – 377 гг до н.э.), Ибн Сина (Авиценна) (1080 г. до н.э. – 1037 г. н.э.). О необходимости обучения ребёнка связной речи писали в своих трудах Ян Амос Каменский, Жан Жак Руссо, Песталоцци. Интересно, что основоположником логопедии считается Герман Гуцман, который в 1905г. в Берлине защитил диссертацию на тему: «Нарушение речи как предмет клинического образования». Этот год считается годом зарождения логопедии. До 30-х гг. XX в. логопеды занимались преодолением трудностей артикулирования. Коррекционные мероприятия логопедов имели преимущественно медицинскую направленность.

Современное представление о природе речи привело к тому, что основным содержанием логопедии стало педагогическое. Таким образом, логопед – это педагог. В задачи детского логопеда входит не только постановка звуков, но и расширение, и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок, развитие связной речи и обучение грамоте. В нашей стране учителей-логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов, университетов. Для осуществления своей деятельности логопеду необходимы знания методик коррекции устной и письменной речи, а также основ невропатологии, возрастной психологии, психопатологии, анатомии и патологии органов слуха и речи.

Обычно к логопеду обращаются родители тех детей, у которых с самого рождения выявлены отклонения в психомоторном развитии, с диагнозами ДЦП, ЗПР, аутизм, синдром Дауна, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушение слуха и зрения. В этом случае в развитие речи у детей с ОВЗ включается логопед-дефектолог. В структуру занятия с детьми с ЗПР , СДВГ, ДЦП логопед-дефектолог равнозначно включает игры и упражнения по развитию психических процессов и речевой деятельности, общей и мелкой моторики, дыхания и коррекции эмоционально-волевой сферы.

  • Комплексы коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной ориентации.

  • Дыхательные упражнения по системе Ипполитовой с элементами нетрадиционных техник снимают мышечное напряжение, способствуют развитию нижнедиафрагмального дыхания, помогают в коррекции нарушений просодической стороны речи.

  • Используем при выполнении артикуляционных упражнений движение тела и пальцев, что способствует развитию межполушарного взаимодействия (кольца из текстильной резинки, поролоновые мячики, шнурки и прищепки разноцветные, театр «теней» и т.д.

  • На всех этапах логопедической программы проводим профилактику нарушения зрения, развитие фонетико-фонематических процессов

  • Игры и упражнения по развитию самоконтроля, саморегуляции и координации движений

  • В конце каждого логопедического занятия проводятся релакс-паузы

  • Для развития артикуляционной моторики используем самостоятельное выполнение упражнений с кинестетическим контролем: «шарик на верёвочке», деревянный шпатель, шпатель по Корицкому, ватные палочки и т.д.

 

Логопеды рекомендуют родителям даже здоровых малышей внимательно отнестись к речевому развитию своего ребёнка. Если к 3-4 месяцам ребёнок не гулит - это уже повод для обращения к логопеду. Ранняя логопедическая помощь всегда максимально результативна.

Кратко перечислим симптомы, которые могут насторожить родителей и послужить поводом для обращения за консультацией к логопеду: отсутствие у ребёнка лепета к 6-7 месяцам, непонимание простейших словесных инструкций в пределах конкретной ситуации: «Дай», «Встань», «Покажи», «Помаши ручкой» к 8 месяцам, к 12 месяцам отсутствие в словаре 5 – 10 облегчённых слов (БАБА, МАМА, МУ, НЯНЯ, КИС-КИС…), к 2 годам отсутствие простейших фраз, к 3-3,5 годам наличие пропусков и перестановок слогов в словах, «глотание» окончания слов, к 4,5-5 годам неправильное произношение или отсутствие звуков «С, З, Ш, Ж, Л, Й, Р», неумение описать событие или картинку. Родителям таких детей необходимо проконсультироваться у логопеда. Если у начинающего школьника появились проблемы в усвоении грамоты и письма, то также необходимо воспользоваться услугами логопеда.

 

Логопеды

Логопеды Детского Центра «Гармония» имеют большой опыт в консультировании родителей по всем вопросам, касающимся развития речи детей в норме и патологии. После предварительной беседы с родителями логопед проводит логопедическое обследование речи ребёнка. После анализа структуры речевого дефекта логопед родителям поможет понять первопричину речевых нарушений, совместно с родителями наметить индивидуальный коррекционный маршрут ребёнка, направить по необходимости на консультацию к другим специалистам (неврологу, психиатру, сурдологу, окулисту и другим).

Специалисты нашего центра оказывают логопедическую помощь детям с различными речевыми нарушениями: дислалия, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание, дисграфия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР).

Логопед-мастер в Центре для успешной логопедической коррекции использует в своей деятельности следующие приемы взаимодействия с родителями

  • показ и обучение методам и приёмам логопедической коррекции

  • совместное проведение занятия с участием мамы

  • активно используем тетради взаимодействия с семьёй

  • просмотр видеозаписи занятия и его анализ

  • первичное и промежуточное логопедическое обследование проводится только в присутствии родителей, где обсуждаются достижения ребёнка, трудности, раскрываются дальнейшие перспективы обучения

  • в течение всего периода обучения проводятся консультации ведущих специалистов и супервизора, курирующего всю логопедическую работу Центра.

Для решения задач коррекции и компенсации нарушений речевой деятельности логопеды используют различные методы:

  • практические (подражательно-исполнительские, речевые, игровые, конструктивные и другие упражнения)

  • наглядные (рассматривание картин, рисунков, просмотр видеозаписей, компьютерные программы)

  • словесные (пересказ, беседа, заучивание стихов).

 

логопед

У нас работают высококвалифицированные логопеды поформированию и развитию речи детей,прошедшие подготовку в центре нейрореабилитации речи Шкловского, окончившие магистратуру, получившие сертификаты по инновационным методикам:

- «Зондовый массаж в коррекции звукопроизношения»,

- «Актуальные проблемы диагностики и коррекции дизартрии»,

- «Точечный массаж в логопедической практике»,

- «Специфика подходов и нестандартные приёмы в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра» (Центр лечебной педагогики»),

- «Особенности развития речи у детей с синдромом Дауна»,

- «Коррекция звукопроизношения. Использование постановочных зондов»,

- «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха» (опыт работы по методу Леонгард Э.И.),

- «Организация и содержание развития речи с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата» (ЧИПКРО),

- «Развитие психофизиологической базы речи».

Педагоги, работающие в Центре, награждены Грамотами Управления образования Центрального, Курчатовского районов,Управления по делам образования г. Челябинска,Почетными грамотами Министерства образования и науки Челябинской области, Российской Федерации за профессиональное мастерство и внедрение в педагогический процесс инновационных технологий в области образования. Неоднократно занимали призовые места в конкурсах «Профессиональное мастерство педагогов специального (коррекционного) образования».

 

занятия с логопедом

Учителя-логопеды Центра «Гармония» в совершенстве владеют всеми перечисленными выше методами, и умело используют их в соответствии с характером речевого нарушения, этапом коррекционной работы, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями каждого ребёнка.

Детские логопеды уделяют большое внимание развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. В практике работы с детьми раннего возраста мы используем многочисленные приемы, при помощи которых логопеды помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть навыком понимания речи окружающих, обогатить пассивный словарный запас и способствовать его переходу в активный:

  • развитие подражательной деятельности ребёнка, стимуляция его речевой активности

  • привлечение внимания ребёнка к лицу говорящего

  • обыгрывание игрушек

  • многократные повторения полюбившихся игровых ситуаций, использование потешек, прибауток, песенок

  • выполнение упражнений под музыкальное сопровождение и, конечно же, детский диалог отрабатывается в процессе проведения сюжетно-ролевой игры. 

    При коррекции произношения у детей с дизартрией логопеды активно применяют зондовый массаж, точечный массаж, дыхательную гимнастику, элементы психотерапии. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занятия проводятся с использованием специального оборудования.

    Критерием успешности логопедического воздействия считается достижение определенного позитивного эффекта в уст­ранении у детей отклонений в речевом развитии. В результате работы логопедов детского Центра «Гармония» на протяжении 2 лет практически у каждого ребёнка была достигнута положительная динамика в его речевом развитии. Залогом успешности коррекционной работы наших логопедов являются их высокий профессионализм, многолетний опыт, доброжелательность и позитивный настрой. Логопед ребёнку становится настоящим другом!