Сенсорная комната

Сенсорная комната – что это необходимость или дань моде? Попробуем в этом разобраться. Известно, что сенсорное развитие оказывает большое влияние на гармоничное психологическое и социальное становление личности индивида. Различные нарушения психофизического развития (например, такие как нарушение зрения или слуха), а также дефицит общения негативно влияют на психическое развитие ребенка, что влечет за собой как минимум задержку зрительного сосредоточения, появления ориентированной реакции на звук, целенаправленных движений и как следствия нарушения предметной деятельности и речи. Изначально идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия возникла в Голландии в начале 70-х годов и использовалась как методика расположения человека, одновременно с применением светозвуковых эффектов. В дальнейшем в сенсорной комнате стала использоваться терапия запахами, музыкой, тактильными ощущениями.

 

Зачем нужна сенсорная комната Вашему ребенку?

Сенсорная комната предоставляет неограниченные возможности в получении разнообразных зрительных, слуховых, тактильных стимулов, а также использования данной стимуляции очень длительное время. Сочетание данных стимулов оказывает на психическое, эмоциональное развитие ребенка расслабляющее, восстанавливающее и в то же время тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее действие.

На занятиях в сенсорной комнате задействован каждый анализатор, поэтому восприятие становится более активным.

Сенсорная комната является необходимым инструментом при работе с детьми первого года жизни с перинатальным поражением центральной нервной системы. Кроме того, сенсорная комната необходима детям, имеющим различные сенсомоторные нарушения; с РДА, с НОДА и ДЦП; с ЗПР и с нарушением интеллекта; с нарушениями зрения, слуха, речи; с СДВГ и гипердинамическим синдромом. Очень эффективны занятия в сенсорной комнате при коррекции страхов, тревожности, агрессии, личностных и коммуникативных проблемах.

Время сеансов в сенсорной комнате составляет 40-45 минут, занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших подгруппах.

Более двух лет наш Центр успешно использует сенсорную комнату в коррекционной и развивающей работе, в поведенческой терапии.

Под проблемами поведения понимаются такие социально нежелательные проявления как крик, агрессия, различного вида стереотипии и т.д. У детей с расстройствами аутического спектра, навыки поведения, необходимые для социальной адаптации, не формируются естественным образом. В рамках поведенческой терапии, возможно обучение отдельным формам поведения, отсутствие которых препятствует развитию ребенка.

Наши психологи, учителя - дефектологи, логопеды имеют сертификаты по использованию специального оборудования. Необходимо отметить, что сенсорная комната является интерактивной средой, где каждый ребенок ощущает себя в абсолютной безопасности, поскольку в ней исключаются как стрессовые ситуации, так и любые привычные воздействия окружающего мира. Попадая в сенсорную комнату, ребенок получает возможность раскрепоститься, стать самим собой.

На наших занятиях в сенсорной комнате, целью которых является: развитие и совершенствование восприятия, внимания, логического и наглядно-образного мышления; формирование навыков общения со сверстниками; психологическая подготовка к школе (целеустремленность, мотивация, успешность), мы используем такие методики работы, как цвето-терапию, свето-терапию (релаксация с помощью цвета и света); звуко-, музыко-терапию (релаксация с помощью звуков и музыки); арома-терапию (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

В своей работе мы опираемся на труды таких ученых, как М. Монтессори, Л.С. Выготского, М. Люшера, А.И. Титарь, Е.Д. Хомской, Л.Б. Баряевой и др. Занятия проходят также и в форме сказкотерапии, где используются приемы арт-терапии, музыко-терапии, арома-терапии, дыхательной гимнастики.

Именно «волшебной комнатой» дети у нас называют сенсорную комнату. В нашей сенсорной комнате есть: сухой бассейн, панно «звездное небо», трубка с пузырьками, сухой дождь, сенсорная тропа.

 

В результате использования сенсорной комнаты на протяжении двух лет более 50% детей стали проявлять большую познавательную активность, что стимулировало их исследовательские действия, способствовало развитию двигательной тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Сенсорная комната - это волшебная страна, в которой все журчит, звучит, переливается, где психолог-друг ненавязчиво заставляет забыть страхи, раскрыть все скрытые способности ребенка и направить их в нужное русло.