Степени нарушения слуха и возможности слухового восприятия и речевого развития слабослышащих и глухих детей

Степени нарушения слуха и возможности слухового восприятия и речевого развития слабослышащих и глухих детей

Серьезные последствия при нарушении слуховой функции наблюдаются у детей, так как не формируется речь, и появляются особенности психического развития.

Дети с нарушениями слуха – группа, разнообразная по степени слухового нарушения и уровню речевого развития. Разнообразие в речи детей обусловлено рядом факторов:

1) степень нарушения слуха;

2) время возникновения слухового дефекта;

3) педагогические условия, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения;

4) индивидуальные особенности ребенка (психолого-педагогическая классификация [Боскис Р. М., 1971]).

В соответствии с этими критериями были выделены две основные группы детей с недостатками слуха – глухие и слабослышащие.

Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития.

Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.

Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости. В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:

слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);

слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота

Степень потери слуха

Средние потери слуха

Восприятие разговорной и громкой речи

Восприятие шепотной речи

I

26-40 дБ

6-3 м

2 м у уха

II

41-55 дБ

3 м у уха

Нет у уха

III

56-70 дБ

громкая речь у уха

нет

IV

71-90 дБ

крик у уха

нет

глухота

>91 дБ

нет

нет

Психолого-педагогическая классификация [Боскис Р. М., 1971]).

Тяжесть нарушения слуха

Потеря слуха в децибелах

Возможности речевых нарушений в результате снижения слуха

Тугоухость I степени

20-40

ребенку доступно восприятие речи разговорной громкости на расстоянии 6 м и более, и даже шепот. Однако в шумной обстановке он испытывает серьезные затруднения при восприятии и понимании речи. Дети общаются устной речью.

Тугоухость II степени

40-60

ребенок воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 6, некоторые дети – также шепотную до 0,5 метра. Могут испытывать затруднения при восприятии и понимании речи в тихой обстановке. Необходимо обязательное использование слуховых аппаратов на занятиях, уроке. Дети общаются устной речью, при этом она имеет специфические особенности.

Тугоухость III степени

60-70

дети воспринимают речь разговорной громкости неразборчиво на расстоянии менее 2 м, шепот – не слышат. Обычно понимают речь, когда видят лицо говорящего. Необходимо обязательное постоянное использование слуховых аппаратов для общения с окружающими и успешного обучения. Развитие устной речи у этих детей возможно при условии специальной систематической коррекционной работы с сурдопедагогом и логопедом.

Тугоухость IV степени

70-90

у детей восприятие речи разговорной громкости неразборчиво даже у самого уха, шепот не слышат. Понимают речь при наличии слуховых аппаратов, когда видят лицо говорящего и тема общения понятна. Показано обязательное слухопротезирование или кохлеарная имплантация. Устная речь развивается только в условиях систематической коррекционно-реабилитационной работы.

Глухота

Свыше 90

Глухие дети реагируют на голос повышенной громкости у уха, но не различают

ни слов, ни фраз. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или

кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь у этих детей развивается в результате длительной систематической коррекционной работы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Следует понимать, что нарушение слуха – это не просто количественное снижение возможности слухового восприятия, а качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. Ранняя коррекционная работа с детьми с нарушенным слухом -залог успешной реабилитация ребенка!!!!!

surdo

В центре «Гармония», вы имеете возможность подойти комплексно к развитию своего ребёнка с раннего возраста. Опытные логопеды, дефектологи, психологи, сурдопедагоги найдут подход к ребёнку с любыми проблемами и нарушениями. Мы не боимся диагнозов! Мы подскажем и научим Вас, общаться со своим ребёнком, дружить с ним, и всесторонне его развивать. Давайте решать проблему вместе!!!!!