ТИФЛОПЕДАГОГИКА

ИСТОРИЯ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ

Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих счи­тается В. Гаюи(1745-1822), французский педагог, единомышлен­ник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

Л. Брайль(1809-1852), потерявший зрение в трехлетнем воз­расте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского нацио­нального института слепых, стал автором изобретения, изменив­шего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шес­титочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно чи­тать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.

Первое учебное заведение для слепых в России было организо­вано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Де­тей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.

В течение XIX в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881 г). Обучение велось по единому учебному плану и програм­мам, действовали Единые правила приема в училища. Для боль­шинства обучающихся обучение было платным и стоимость дос­таточно высока (до 300 рублей в год).

После Октябрьской революции в 1917 г. школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928 г. появились первые советские школьные программы для слепых.

В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца 30-х гг. открываются и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д. Жа­ринцева.

В 30-е гг. содержание образования в школах слепых обогаща­ется предметами, которые с начала возникновения мирового опы­та обучения слепых считались ненужными и недоступными сле­пым: физика, математика, естествознание и др. Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеоб­разовательным предметам сделал профессор Ленинградского пе­дагогического института им. А. И. Герцена Б. И. Коваленко.

Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как М. И. Земцова, Б. И. Кова­ленко, Н. Б. Коваленко, А. С. Ганджий, Н. Г. Крачковская, Н. В. Сер­покрыл, Ю.А.Кулагин, Л.И.Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ер­маков, А.И. Каплан, А.Б. Гордин, Р.С. Муратов, Б.В. Сермеев, В.А. Феоктистова, Э.М. Стернина, И.С. Моргулис и др.

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ТИФЛОПЕДАГОГИКИ

Тифлопедагогика (от греческого тифлос - слепой) –это наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.

Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.

К детям с нарушением зрения относятся:

1.Незрячиес полным отсутствием зрения, а также дети с остаточным зрением при котором его острота (vis) равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу.

2.Слабовидящиеvis (острота зрения) от 0,04 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией.

3. Дети скосоглазиеми амблиопией.

Тифлопедагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин, а именно общая педагогика, дефектологи, тифлопсихология, патофизиология, офтальмология, гигиеной, педиатрией.

Дошкольная тифлопедагогика выделилась как самостоятельное направление в специальной педагогике относительно недавно. Это выделение обусловлено значимостью раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей имеющих нарушение зрения.

Исследования в области дошкольной тифлопедагогики доказали, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений. Кроме того, ранняя коррекционная педагогическая работа способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что в свою очередь, положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка. Формирование основ адекватного поведения и гармоничной социализации.

Таким образом,дошкольная тифлопедагогика– это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации, процессы специального дошкольного образования детей с нарушением зрения.

Объектомдошкольной тифлопедагогики является специальное дошкольное образование детей с нарушением зрения.

Предметом– является теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями развития.

Субъектомна который направлены изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь является личность ребенка дошкольного возраста имеющего какое-либо нарушение зрения.

Задачамидошкольной тифлопедагогики являются:

1. Психолого – педагогическое изучение детей с нарушением зрения.

2. Определение путей и условий компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при различных нарушения зрения.

3. Изучение и создание условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

4. Разработка педагогических технологий, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

5. Создание необходимой учебно-методической базы подготовки специалистов к коррекционно-педагогической работе с детьми данной категории.

Основной цельюдошкольной тифлопедагогики является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей ребенка с нарушением зрения и его ранняя социализация средствами специального образования.

Спецификаобучения и воспитания детей с нарушением зрения проявляется в учете общих закономерностей, специфических особенностей развития детей данной категории.

К специальнымсредствам, которые используются в Центре «Гармония» ,обучения и воспитания относятся: положения о дошкольных учреждениях и школах, учебные планы и программы, формы, методы, дидактические средства наглядности и тифлотехнические устройства.

Тифлопедагогика в Центре «Гармония» располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмами и условиями компенсации нарушенных функций, формами, содержанием и методами дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.

В процессе воспитания детей дошкольного возраста в нашем Центре осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ

Методологической основой тифлопедагогики является гносеология (философия познания). Она рассматривает познание как процесс творческий и активный. Это не простое отражение окружающего мира в сознании человека, а исследование объективно существующих предметов и явлений, вскрытие их связей, взаимозависимостей, установление закономерностей.

Процесс обучения и воспитания детей с нарушением зрения в центре «Гармония» рассматривается как процесс противоречивый и динамический, как развивающийся. Основным движущим противоречием является постоянно растущий поток информации, усложняющиеся требования обучения с одной стороны и возможности слепых и слабовидящих учащихся с другой. Совершенствование знаний, мотивации, коррекционных способов познания и приведение их в соответствие с все возрастающими требованиями обучения, воспитания и развития снимают противоречие в конкретный отрезок времени, а затем возникает новое противоречие в связи с новым витком требований, которые необходимо решать в ходе педагогического процесса. На основе такого движущегося противоречия происходит сложный процесс перехода от незнания к знанию.

Теоретической базой для организации и осуществления познавательного процесса с детьми в нашем Центре, имеющими нарушения зрения, и естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Достижения отечественной и зарубежной дефектологии по проблемам компенсации зрения и коррекции вторичных отклонений в развитии детей и взрослых, положения о первичных и вторичных дефектах, о единых механизмах познавательного процесса в норме и патологии.

В настоящее время наш Центр сотрудничает с Институтом Коррекционной Педагогики Российской Академией Образования г.Москва, лабораторией методов обучения детей с нарушенным слухом. Специалисты Центра в 2016 году прошли стажировку у зав. лабораторией методов обучения детей с нарушенным слухомТатьяны Вячеславовны Николаевой.

 

Составитель: психолог, учитель-дефектолог Анохина Ю.Ф.